Полезность, ценность и цена товара

Микро- и макроэкономика

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рас­сматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные то­вары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический ана­лиз, или микроэкономика (от греч. mikros — малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих ее основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч. makros — большой). Так, ана­лиз выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фир­мами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке — это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализации в стране и в мире — это макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы, существуют индиви­дуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микро­экономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономи­ку. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединя­ют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрега­ты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Более того, граница между микро- и макроэкономикой размы­та. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматрива­ются одновременно на микро- и макроуровне, например положе­ние дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некото­рые экономисты предлагают использовать термин «мезоэкономика» для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мне­нию, попадают отрасли и рынки. Важнейшими элементами хозяйственной жизни являются спрос, предложение и цена.

 


Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители выну­ждены постоянно определять полезность этих благ, так как в усло­виях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потре­бители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им не­обходимы и доступны.

Полезность и ее измерение

Полезностью называется то удовлетворение, которое благо прино­сит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает раз­мер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных лю­дей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охот­ничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином об­ществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее.

Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъек­тивна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от об­стоятельств его потребления. Так, если очень хочется пиь, то ста­кан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полез­ность для индивидуума будет снижена.

Если полезность измерять в абсолютных величинах, например в баллах, то она будет называться кардиналистской. Однако из-за сложностей измерения кардиналистской полезности обычно ис­пользуют ординалистскую полезность, измеряемую по порядковой шкале (это более полезно, это менее полезно и т.д.).