Полезность, ценность и цена товара
Микро- и макроэкономика
Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros — малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих ее основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч. makros — большой). Так, анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже всей отраслью на конкретном товарном рынке — это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализации в стране и в мире — это макроэкономика.
С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы, существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.
Более того, граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин «мезоэкономика» для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки. Важнейшими элементами хозяйственной жизни являются спрос, предложение и цена.
Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.
Полезность и ее измерение
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее.
Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пиь, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.
Если полезность измерять в абсолютных величинах, например в баллах, то она будет называться кардиналистской. Однако из-за сложностей измерения кардиналистской полезности обычно используют ординалистскую полезность, измеряемую по порядковой шкале (это более полезно, это менее полезно и т.д.).