Вопрос 2 Порядок приема товаров, приобретенных у поставщиков

 

Товары на предприятиях оптовой и розничной торговли поступают от поставщи­ков на основе договоров поставки и купли-продажи.

1 Автотранспортное предприятие. ( перевозка на коммерческой основе)

Договор должен быть составлен в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.1997 № 363, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Украины от 23.03.1998 № 90.

Необходимо учитывать условия поставки, основ­ные права и обязанности сторон при транспортировке, упаковке и маркировке това­ра, по страхованию грузов и оформлению коммерческой документации, установленные правилами "Инкотермс"

К первичной транспортной документации, относятся:

- путевые листы типовой формы № 1 (международные) и типовой формы № 2 (в пределах Украины);

- талон заказчика типовой формы № 1-ТЗ;

- типовая форма № CMR, используемая при международных перевозках.

- товарно-транспортные накладные типовой формы № 1-ТН , прилагаемые к путевому листу. 1-ТН - первичный документ, являющийся основанием для списания ТМЦ у продавца и оприходования у покупателя ( в пределах Украины).. Документ оформляется грузоотправителем на каждую ходку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно.

1-ТН выписывается в четырех экземплярах:

1- остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ).

2- водитель сдает покупателю, он является основанием при оприходования ТМЦ.

3,4- заверенные подписями и печатями покупателя, водитель передает автоперевозчику. Автотранспортное предприятие направляет 3-ий экземпляр заказчику автотранспорта для расчета и оплаты выполненных услуг.

4- экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для начисления зарплаты водителю.

Если в 1-ТН не вписываются все наименования перевозимых грузов, то грузоотправитель формирует дополнительные накладные.

2. Железнодорожный транспорт.

Основным документом, регулирующим взаимоотношения между предпри­ятиями и железной дорог­ой - Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.1998 № 457, и Правила перевозок грузов, утверж­денные Министерством путей сообщения СССР от 21.09.1965 (с изменениями и до­полнениями).

Особенность договора перевозки грузов заключается в том, что грузополучатель, не участвуя в заключении договора, приобретает право требо­вания к железной дороге о выдаче груза в пункте назначения, предъявить претензию к Ж/д и т.д..

Перевозочные документы:

- накладная;

- квитанция о приеме грузов;

- дорожная ведомость;

- корешок дорожной ведомости.

Отправитель груза заключает договор с железной дорогой на перевозку. Он обязан уплатить провозные платежи. Рас­чет сумм платежей за перевозку производится станциями железной дороги.

По требованию железной дороги отправитель также обязан предъявить технические условия погрузки и крепления грузов, сертификат и счет на отгруженную продукцию и прочие документы.

Дорожная ведомость вместе с накладной следует с грузом до станции назначе­ния, где с распиской грузополучателя хранится в товарной конторе железной дороги.Накладнаяявляется основным сопроводительным документом, который выдает­ся грузополучателю на станции назначения.

От станции отправления грузоотправитель получает квитанцию о приеме грузов.

Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления.

При поступлении товаров станция назначения сообщает покупателю о прибы­тии груза.

За невыполнение условий договоров железная дорога предусматривает штраф­ные санкции: штраф за невыполнение плана перевозок, за неочистку вагонов, за предъявление грузов с неправильным указанием его наименования или свойств и прочие. При невнесении получателем причитающихся платежей, пребывании груза на станции сверх предельных сроков хранения железная дорога имеет право на ре­ализацию доставленного груза.

 

На основании сопроводительных документов поставщика (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, накладной и др.) предприятием осуществляется при­емка по количеству и качеству.

Организация приемки товаров по количеству и качеству должна осуществляться в соответствии с "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-техни­ческого назначения и товаров народного потребления по количеству" от 15.06.1965 № П-6 и "Инструкции о порядке приемки ... по качеству" от25.04.1966 № П-7 (утверж­дены постановлением Госарбитража СССР).

В бухгалтерском учете порядок приемки товаров по количеству и качеству тесно связан с моментом возникновения материальной ответственности. Материальная ответственность возникает с момента приемки товаров по количеству материально ответственными лицами. Если она совпадает по времени с приемкой по качеству, то материальная ответственность возникает в момент наложения штампа и расписки материально ответственного лица в сопроводительных документах.

Приемка товаров не приостанавливается при отсутствии транспортных и сопроводительных документов (неотфактурованные поставки).

В этом случае составляется акт в 2-х экземплярах о фактическом наличии товара и делается отметка об отсутствии документов. Один экземпляр акта отправляется поставщику, а другой служит основанием для оприходования товаров. В комиссию по приемке товаров без сопроводительных документов включаются в обязательном порядке товаровед и представитель обще­ственности или другой незаинтересованной организации.

При невозможности установления цен на поступившие товары по неотфактурованным поставкам матери­ально ответственные лица приходуют их по натуральным показателям на ответственное хранение, составляют отдельный товарный отчет. При определении цены това­ры приходуются в установленном порядке.

Если при приемке установлена недостача или несоответствие количе­ству- приемка приостанавливается, обеспе­чивается сохранность товаров и со­ставляется акт первичной приемки товаров ( приглашается независимое лицо,эксперты и т.д).

Если:

- установлено несоответствие веса, указанного в сопроводительных документах, получатель не должен нарушать целостности тары и упаковки.

- вес брутто правильный, а недостача установлена при проверке веса нетто, получатель дол­жен приостановить приемку , сохранить и предъявить представите­лю отправителя тару и упаковку раскрытых мест и товар, который в них находится.

Одновременно с приостановкой приемки получатель должен вызвать для учас­тия в продолжении приемки товара и составления двухстороннего акта.

Представитель отправителя, находящегося в одном населенном пункте с полу­чателем, обязан прибыть не позднее следующего дня после получения вызова, а при приеме скоропортящихся товаров — в течение четырех часов после получения вызова. Представитель иногороднего отправителя (поставщика) должен прибыть в течение трех дней (без учета времени проезда).

Если в установленные сроки представитель не прибудет, то прием товара осу­ществляется с участием представителя незаинтересованной стороны или самосто­ятельно, если отправитель (поставщик) дал согласие на одностороннюю приемку товара.

При несоответствии качества и комплектности товара приемка осуществляется с участием эксперта Бюро товарных экспертиз или представителя инспекции по ка­честву товаров. При отсутствии в местах нахождения получателя инспекции по каче­ству или Бюро товарных экспертиз для участия в комиссии приглашается предста­витель общественности или другой незаинтересованной организации.

Представителем незаинтересованной организации или общественности может быть только лицо, компетентное в вопросах определения количества и качества то­вара, подлежащего приемке, категорически запрещается выступать представителем общественности предприятия-получателя руководителю этого предприятия или его заместителям, связанным с учетом, хранением, отпуском, оформлением товарно- материальных ценностей.

Также, по результатам приемки составляется акт( экземпляры на каждого участника) и урегулируются вопросы, связанные с поставщитом или поставщиком товаров.

При поступлении товаров на склады, магазины или предприятия питания, в ос­новном, недостачи товаров не имеется. Незначительные недостачи могутбыть связаны с естественной убылью при транспор­тировке (в пути), в стеклянной упаковке (бой товаров в пути).

Нормы потерь продовольственных товаров при перевозках автомобильным и грузвым транспортом, в том числе и боя стеклянной посуды, предусмотрены при­ложениями 10, 11, 15 Инструкции, утвержденной приказом Министерства торговли СССР от 02.04.1987 № 88.

Акты на недостачу в этих случаях, как правило, не составляются. На сопроводи­тельном документе делается соответствующая запись за обоюдными подписями сто­рон.

Порядок количественной и качественной приемки товаров покупателем зависит от того, поступают они в таре или без нее. По большинству групп товаров народного потребления установлен следующий порядок их приемки. Незатаренные товары при- -имают по количеству в момент получения: товары в таре принимают сначала по мас­се брутто и количеству мест, а по массе нетто и количеству единиц одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней (по скоропортящимся товарам — 24 часа) с момента получения товара. Предельный срок приемки товаров по качеству от мест- -ых поставщиков составляет 10 дней со дня получения товаров, от иногородних — 20 дней со дня прибытия товаров на станцию назначения. Скоропортящиеся товары -ринимают по качеству одновременно с их приемкой по количеству, т. е. в течение 24 часов с момента получения грузов.

Во время приемки товаров по качеству пользуются Инструкцией П-7.

Торговым организациям дано право независи­мо от результатов проверки качества в установленные сроки актировать производ­ственные дефекты, если они будут выявлены при подготовке товара к розничной продаже или во время розничной продажи в течение четырех месяцев после полу­чения товара. Акт о скрытых дефектах должен быть составлен в течение 5 дней после установления факта наличия дефекта. В такой же период аналогичный акт составляется по товарам с гарантийными сроками использования или хранения, но не позднее окончания гарантийного срока.

Приемка импортных товаров по количеству, качеству и комплектности, посту­пивших в упаковке иностранных фирм, должна производиться с обязательным учас­тием эксперта.

Для получения товаров на складе поставщика или на станции железной дороги материально ответственному лицу выдается доверенность.

По некоторым продовольственным товарам, по которым образуются отходы при подготовке их к продаже, оприходование на материально ответственных лиц осуществляется массой нетто (за вычетом отходов по нормам). Нормы отходов утверждены Приказами Министерства торговли УССР от 14.12.1989 № 122 и от 31.03.1989 №37.

Расчет размеров отходов по утвержденным нормам производится непосредственно в сопроводительных товарных документах поставщика. При оприходовании товаров на основании указанного расчета уменьшается торговая надбавка на стоимость отходов. При подготовке к продаже товара акт на списание отходов не составляется.

Поставщик в сопроводительных документах указывает свободную отпускную цену товара и тары. Помимо того, в товарно-транспортной накладной отражаются расходы на доставку. Отдельной строкой указывается сумма налога на добавленную стоимость.

Поставщик (продавец) должен выписать покупателю, зарегистрированному как плательщик НДС, налоговую накладную.