Вопрос 2 Порядок приема товаров, приобретенных у поставщиков
Товары на предприятиях оптовой и розничной торговли поступают от поставщиков на основе договоров поставки и купли-продажи.
1 Автотранспортное предприятие. ( перевозка на коммерческой основе)
Договор должен быть составлен в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.1997 № 363, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Украины от 23.03.1998 № 90.
Необходимо учитывать условия поставки, основные права и обязанности сторон при транспортировке, упаковке и маркировке товара, по страхованию грузов и оформлению коммерческой документации, установленные правилами "Инкотермс"
К первичной транспортной документации, относятся:
- путевые листы типовой формы № 1 (международные) и типовой формы № 2 (в пределах Украины);
- талон заказчика типовой формы № 1-ТЗ;
- типовая форма № CMR, используемая при международных перевозках.
- товарно-транспортные накладные типовой формы № 1-ТН , прилагаемые к путевому листу. 1-ТН - первичный документ, являющийся основанием для списания ТМЦ у продавца и оприходования у покупателя ( в пределах Украины).. Документ оформляется грузоотправителем на каждую ходку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно.
1-ТН выписывается в четырех экземплярах:
1- остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ).
2- водитель сдает покупателю, он является основанием при оприходования ТМЦ.
3,4- заверенные подписями и печатями покупателя, водитель передает автоперевозчику. Автотранспортное предприятие направляет 3-ий экземпляр заказчику автотранспорта для расчета и оплаты выполненных услуг.
4- экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для начисления зарплаты водителю.
Если в 1-ТН не вписываются все наименования перевозимых грузов, то грузоотправитель формирует дополнительные накладные.
2. Железнодорожный транспорт.
Основным документом, регулирующим взаимоотношения между предприятиями и железной дорогой - Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.1998 № 457, и Правила перевозок грузов, утвержденные Министерством путей сообщения СССР от 21.09.1965 (с изменениями и дополнениями).
Особенность договора перевозки грузов заключается в том, что грузополучатель, не участвуя в заключении договора, приобретает право требования к железной дороге о выдаче груза в пункте назначения, предъявить претензию к Ж/д и т.д..
Перевозочные документы:
- накладная;
- квитанция о приеме грузов;
- дорожная ведомость;
- корешок дорожной ведомости.
Отправитель груза заключает договор с железной дорогой на перевозку. Он обязан уплатить провозные платежи. Расчет сумм платежей за перевозку производится станциями железной дороги.
По требованию железной дороги отправитель также обязан предъявить технические условия погрузки и крепления грузов, сертификат и счет на отгруженную продукцию и прочие документы.
Дорожная ведомость вместе с накладной следует с грузом до станции назначения, где с распиской грузополучателя хранится в товарной конторе железной дороги.Накладнаяявляется основным сопроводительным документом, который выдается грузополучателю на станции назначения.
От станции отправления грузоотправитель получает квитанцию о приеме грузов.
Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления.
При поступлении товаров станция назначения сообщает покупателю о прибытии груза.
За невыполнение условий договоров железная дорога предусматривает штрафные санкции: штраф за невыполнение плана перевозок, за неочистку вагонов, за предъявление грузов с неправильным указанием его наименования или свойств и прочие. При невнесении получателем причитающихся платежей, пребывании груза на станции сверх предельных сроков хранения железная дорога имеет право на реализацию доставленного груза.
На основании сопроводительных документов поставщика (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, накладной и др.) предприятием осуществляется приемка по количеству и качеству.
Организация приемки товаров по количеству и качеству должна осуществляться в соответствии с "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" от 15.06.1965 № П-6 и "Инструкции о порядке приемки ... по качеству" от25.04.1966 № П-7 (утверждены постановлением Госарбитража СССР).
В бухгалтерском учете порядок приемки товаров по количеству и качеству тесно связан с моментом возникновения материальной ответственности. Материальная ответственность возникает с момента приемки товаров по количеству материально ответственными лицами. Если она совпадает по времени с приемкой по качеству, то материальная ответственность возникает в момент наложения штампа и расписки материально ответственного лица в сопроводительных документах.
Приемка товаров не приостанавливается при отсутствии транспортных и сопроводительных документов (неотфактурованные поставки).
В этом случае составляется акт в 2-х экземплярах о фактическом наличии товара и делается отметка об отсутствии документов. Один экземпляр акта отправляется поставщику, а другой служит основанием для оприходования товаров. В комиссию по приемке товаров без сопроводительных документов включаются в обязательном порядке товаровед и представитель общественности или другой незаинтересованной организации.
При невозможности установления цен на поступившие товары по неотфактурованным поставкам материально ответственные лица приходуют их по натуральным показателям на ответственное хранение, составляют отдельный товарный отчет. При определении цены товары приходуются в установленном порядке.
Если при приемке установлена недостача или несоответствие количеству- приемка приостанавливается, обеспечивается сохранность товаров и составляется акт первичной приемки товаров ( приглашается независимое лицо,эксперты и т.д).
Если:
- установлено несоответствие веса, указанного в сопроводительных документах, получатель не должен нарушать целостности тары и упаковки.
- вес брутто правильный, а недостача установлена при проверке веса нетто, получатель должен приостановить приемку , сохранить и предъявить представителю отправителя тару и упаковку раскрытых мест и товар, который в них находится.
Одновременно с приостановкой приемки получатель должен вызвать для участия в продолжении приемки товара и составления двухстороннего акта.
Представитель отправителя, находящегося в одном населенном пункте с получателем, обязан прибыть не позднее следующего дня после получения вызова, а при приеме скоропортящихся товаров — в течение четырех часов после получения вызова. Представитель иногороднего отправителя (поставщика) должен прибыть в течение трех дней (без учета времени проезда).
Если в установленные сроки представитель не прибудет, то прием товара осуществляется с участием представителя незаинтересованной стороны или самостоятельно, если отправитель (поставщик) дал согласие на одностороннюю приемку товара.
При несоответствии качества и комплектности товара приемка осуществляется с участием эксперта Бюро товарных экспертиз или представителя инспекции по качеству товаров. При отсутствии в местах нахождения получателя инспекции по качеству или Бюро товарных экспертиз для участия в комиссии приглашается представитель общественности или другой незаинтересованной организации.
Представителем незаинтересованной организации или общественности может быть только лицо, компетентное в вопросах определения количества и качества товара, подлежащего приемке, категорически запрещается выступать представителем общественности предприятия-получателя руководителю этого предприятия или его заместителям, связанным с учетом, хранением, отпуском, оформлением товарно- материальных ценностей.
Также, по результатам приемки составляется акт( экземпляры на каждого участника) и урегулируются вопросы, связанные с поставщитом или поставщиком товаров.
При поступлении товаров на склады, магазины или предприятия питания, в основном, недостачи товаров не имеется. Незначительные недостачи могутбыть связаны с естественной убылью при транспортировке (в пути), в стеклянной упаковке (бой товаров в пути).
Нормы потерь продовольственных товаров при перевозках автомобильным и грузвым транспортом, в том числе и боя стеклянной посуды, предусмотрены приложениями 10, 11, 15 Инструкции, утвержденной приказом Министерства торговли СССР от 02.04.1987 № 88.
Акты на недостачу в этих случаях, как правило, не составляются. На сопроводительном документе делается соответствующая запись за обоюдными подписями сторон.
Порядок количественной и качественной приемки товаров покупателем зависит от того, поступают они в таре или без нее. По большинству групп товаров народного потребления установлен следующий порядок их приемки. Незатаренные товары при- -имают по количеству в момент получения: товары в таре принимают сначала по массе брутто и количеству мест, а по массе нетто и количеству единиц одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней (по скоропортящимся товарам — 24 часа) с момента получения товара. Предельный срок приемки товаров по качеству от мест- -ых поставщиков составляет 10 дней со дня получения товаров, от иногородних — 20 дней со дня прибытия товаров на станцию назначения. Скоропортящиеся товары -ринимают по качеству одновременно с их приемкой по количеству, т. е. в течение 24 часов с момента получения грузов.
Во время приемки товаров по качеству пользуются Инструкцией П-7.
Торговым организациям дано право независимо от результатов проверки качества в установленные сроки актировать производственные дефекты, если они будут выявлены при подготовке товара к розничной продаже или во время розничной продажи в течение четырех месяцев после получения товара. Акт о скрытых дефектах должен быть составлен в течение 5 дней после установления факта наличия дефекта. В такой же период аналогичный акт составляется по товарам с гарантийными сроками использования или хранения, но не позднее окончания гарантийного срока.
Приемка импортных товаров по количеству, качеству и комплектности, поступивших в упаковке иностранных фирм, должна производиться с обязательным участием эксперта.
Для получения товаров на складе поставщика или на станции железной дороги материально ответственному лицу выдается доверенность.
По некоторым продовольственным товарам, по которым образуются отходы при подготовке их к продаже, оприходование на материально ответственных лиц осуществляется массой нетто (за вычетом отходов по нормам). Нормы отходов утверждены Приказами Министерства торговли УССР от 14.12.1989 № 122 и от 31.03.1989 №37.
Расчет размеров отходов по утвержденным нормам производится непосредственно в сопроводительных товарных документах поставщика. При оприходовании товаров на основании указанного расчета уменьшается торговая надбавка на стоимость отходов. При подготовке к продаже товара акт на списание отходов не составляется.
Поставщик в сопроводительных документах указывает свободную отпускную цену товара и тары. Помимо того, в товарно-транспортной накладной отражаются расходы на доставку. Отдельной строкой указывается сумма налога на добавленную стоимость.
Поставщик (продавец) должен выписать покупателю, зарегистрированному как плательщик НДС, налоговую накладную.