Порядок определения расходов на погрузочно-разгрузочные работы

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Планирование себестоимости погрузочно-разгрузочных работ включает разработку: сметы затрат на погрузочно-разгрузочные работы и определение средней плановой себестоимости переработки 1 т груза; нормативных калькуляций себестоимости переработки 1 т по родам грузов; плана организационно-технических мероприя­тий по снижению себестоимости погрузочно-разгрузочных работ.

Расходы на погрузочно-разгрузочные работы рассчитываются в соответствии с установленными произ­водственными показателями. Они включают расходы по грузовым операциям с грузами, осуществляемыми силами и средствами порта и на его причалах.

При планировании расходов на погрузочно-разгрузочные работы необходимо изыскивать возможности достижения намеченных в пла­не результатов переработки грузов при минимально возможных затратах, прежде всего за счет наиболее полного использования внутрипроизводственных резервов.

Планирование расходов на погрузочно-разгрузочные работы предусматривает широкое использование норм на выполнение от­дельных элементов грузовых работ, а также нормативов затрат по их отдельным видам.

Наибольший удельный вес среди расходов на погрузочно-разгрузочные работы занимает основная и дополнительная заработ­ная плата производственного персонала, занятого на этих работах. Несмотря на сокращение удельного веса этой статьи в расходах на перегрузочные операции за счет широкого внедрения новых техноло­гических процессов переработки грузов и совершенствования органи­зации труда и производства, он еще достаточно велик.

Планирование расходов на заработную плату осуществляется с учетом структуры фонда заработной платы.

Расходы на электроэнергию, используемую для производства погрузочно-разгрузочных работ и связанных с ними операций, определяются исходя из тарифа, по которому про­изводится оплата за энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией. Расходы на электроэнергию включают затраты на электроэнергию, потребленную машинами циклического и непрерывного действия, зарядными устройствами и осветительными приборами. Расчеты этих расходов ведутся по отдельным технологическим линиям, специализированным комплексам, типам электропогрузчиков и объ­ектам (крытые и открытые склады, места погрузки-выгрузки и т. п.). Полученные результаты суммируются по порту.

Расходы на топливо. Расчеты расходов на топливо осуществляются по отдельным технологи­ческим линиям и полученные результаты суммируются по порту.

Расходы на текущий ремонт устанавливаются в прямой зависи­мости от плана ремонта. Они определяются на основе ремонтных ведомостей, в которых перечисляются работы, подлежащие выпол­нению, и их объем. При проектных расчетах расходы на текущий ре­монт устанавливаются при помощи укрупненных нормативов. Наиболее часто расходы на текущий ремонт определяются по норма­тивам, установленным в процентах от стоимости оборудования. Эти нормативы дифференцируются по типам машин и в зависимости от коэффициента использования по времени в течение года.

К расходам на материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы относятся затраты на смазочные и обтирочные материалы, инструмент, приспособления, такелаж, производственный и прочий инвентарь, стоимость единицы которых не превышает 100 гр. (неза­висимо от срока службы) или срок службы которых менее 1 года (не­зависимо от стоимости единицы).

Амортизационные отчисления рассчитываются по всем основным производственным фондам, с помощью которых осуществляется процесс переработки грузов, за исключением переведенных на кон­сервацию. Для определения размера амортизационных отчислений основные производственные фонды, участвующие в перегрузочном процессе, группируются по группам, предусмотренным Законом.

Административно-управленческие расходы, или расходы по со­держанию аппарата управления, включают заработную плату работников управления порта с отчислениями на социальное страхование, командировочные расходы этих работников, расходы на содержание легкового автомобильного транспорта и помещений управления, канцелярские расходы и ряд других. Основная часть этих расходов — заработная плата работников управления порта — рассчитывается в соответствии со штатным расписанием.

Общеэксплуатационные расходы включают самые разнообразные виды расходов, которые не могут быть отнесены на тот или иной вид деятельности порта: расходы по подготовке кадров, не списочный фонд заработной платы с отчислениями на социальное страхование. Кроме того, расходы по пропаганде техники безо­пасности и охране труда, по медико-санитарным мероприятиям, проценты банку по ссудам, централизованные расходы (оплата научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам, отчис­ления в фонд министерства) и др.

Статья «Прочие расходы», как и две предыдущие, является комплексной и включает: расходы на перевозку грузов, материалов, инвентаря автотранспортом, расходы по подаче и уборке вагонов. А также по оплате работ, выполненных служебно-вспомогательным портовым и арендованным флотом для грузовых работ, по охране труда, технике безопасности, и производственной санитарии, по аренде складов и плавсредств для хранения и переработки грузов и т. п.

Калькуляционной единицей себестоимости погрузочно-разгрузочных работ является физическая тонна груза. Калькулируется также себестоимость одной тонно-операции.

В морских портах рассчитывается как средняя себестоимость 1 т обезличенного груза, так и себестоимость переработки 1 т конкрет­ного груза.

Себестоимость переработки 1 физической тонны груза определяется отношением суммы расходов порта на погрузочно-разг­рузочные работы к объему перевалочного грузооборота.

Анализ себестоимости погрузочно-разгрузочных работ служит базой для разработки мероприятий по сокращению расходов на переработку грузов и улучшению использования резервов перегру­зочного процесса.

Из большого числа факторов, под воздействием которых скла­дывается уровень себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в морских портах, при разработке плана организационно-техничес­ких мероприятий по ее снижению следует выделить основные, ока­зывающие решающее влияние на величину себестоимости.

К ним относятся:

· объем перевалочного грузооборота порта;

· типы перегру­зочных машин и механизмов и уровень их использования;

· внедре­ние прогрессивных методов перевозки и переработки грузов, пере­довых методов организации труда;

· широкое использование и развер­тывание социалистического соревнования; осуществление строжай­шего режима экономии трудовых и материальных ресурсов.

Перечисленные факторы находятся в органическом единстве и должны рассматриваться во взаимосвязи.

Рост объема грузовых работ создает предпосылки для улучшения использования машин и механизмов по времени и увеличения производительности их работы. Последнее способствует снижению себестоимости, так как основная часть рас­ходов по эксплуатации машин, исключая расходы на топливо и электроэнергию, возрастает в меньших размерах, чем количество машино-часов работы, т. е. величина этих расходов на час работы машин уменьшается. Увеличение объема грузовых работ особенно важно при специализированном оборудовании, которое не может быть использовано при перевалке других грузов.

Для улучшения использования перегрузочных машин и механизмов необходимо предусматривать продление межремонтного периода за счет строгого соблюдения графиков профилактических осмотров, своевременного выполнения мероприятий по техническому обслужи­ванию, повышения качества ремонтных работ.

Непосредственное влияние на уровень себестоимости грузо­вых работ оказывают типы и основные характеристики перегрузоч­ных машин, механизмов и установок и базирующиеся на них техно­логические схемы переработки грузов. Внедрение высокопроизво­дительных специализированных комплексов для переработки штуч­ных, лесных, навалочных и насыпных грузов, основанных на исполь­зовании новых типов перегрузочных машин (контейнерные перегру­жатели, автопогрузчики-контейнеровозы, вагоноопрокидыватели и т. п.), позволяет резко поднять уровень производительности труда и на этой основе обеспечить снижение себестоимости перевалки грузов.