Договор перевозки,
В трамповом судоходстве - чартерный коносамент.
В линейном судоходстве - коносамент Bill of Laiding,
Чартерный и линейный коносаменты. Функции и виды коносаментов
Чартер и его основные условия
Расходы
Судовладелец: судовые припасы, заработная плата экипажу, страховка судна, поддержка судна в эксплуатационном состоянии (постоянные расходы)
Наниматель: (фрахтователь): берет на себя обязательные и переменные расходы. Существует сдача судна по “управлению судном” (management agreement).
Базисные условия купли - продажи услуг морского транспорта
По базисным условиям купли- продажи продавца и покупателя разграничивают обязанности:
1. Free in - свободно от погрузки (погрузка не оплачивается)
2. Free Out - свободно от выгрузки
3. FIO- свободно от погрузки и выгрузки
4. FIOTraring - свободно от погрузки, выгрузки, разравнивания в трюме.
5. Gross Terms - судно несет расходы по грузовым операциям в рамках определенных норм
6. Liner Terms- ------------//----------------, но нормы погрузки- разгрузки не устанавливаются.
7. Lee FO - погрузка за счет судна, но свободно от выгрузки.
8. FI/LO - погрузка фрахтователем, выгрузка за счет судна.
Чартер- договор морской перевозки при трамповой перевозке.
Формы чартеров разрабатываются BIMCO - Балтийский Морской Совет.
Условия, входящие в чартер:
Характеристики судна:
1. Водоизмещение (Объем воды, которая вытесняется судном.)
а. Загруженное - полное водоизмещение
б. Разгруженное - чистое водоизмещение
Полное - чисто = чистая грузоподъемность.
2. Грузовместимость - измеряется в регистровых футах = 100 кубических футов = 2.83 куб. метра.
(БРТ) Брутто регистровых тонн - вместимость валовая.
(НРТ) Нетто регистровых тонн - вместимость грузовых помещений.
3. Оговорка о грузе, чистая грузоподъемность - margin- отклонение от количества груза, которое может быть погружено на судно. (10.000 т +/- 1% значит либо 11 тыс. тонн либо 9 тыс. тонн).
Мертвый фрахт - недогрузка фрахта ( нижней границы margin).
Фрахтователь доплачивает до нижней границы
Договор морской перевозки
Линейные и чартерные коносаменты различаются в зависимости от того, осуществляется ли перевозка на основании чартера (играющего в данном случае роль договора перевозки) или без такового.
При чартерных коносаментах отношения отправителя и перевозчика подчинены, прежде всего, условиям чартера. Линейные коносаменты содержат, как правило, более широкий круг условий перевозки и определяют взаимоотношения всех участников договора.
Функции коносамента:
2. товарораспорядительный документ,
3. расписка о приеме груза на борт.
Договор перевозки:
1. Прямой коносамент ( Port-to Port Bill of Laiding) - От порта отправления до порта назначения.
2. Сквозной коносамент (Combined Bill Of Laiding, Throught Bill of laiding) - договор перевозки, который выходит за рамки морского транспорта (коносамент смешанной перевозки)
В 80-х годах ООН ввела в международную практику понятие оператора смешанной перевозки, лица обладающего презумпцией виновности. Он ответственен за сохранность товара, к нему предъявляются все иски.