Морской транспорт является самым удобным и дешевым видом транспорта в международной торговле, несмотря на сильную конкуренцию со стороны других видов транспорта.

Важность регулярного судоходства проиллюстрирована Кендаллом на примере развития торговли бананами, “которые не переносят длительных перевозок и хранения, быстро портятся и должны быть доставлены, на оптовые склады в небольших количествах через малые промежутки времени”. Именно для этого и возникла необходимость не только в регулярности движения судов, но и в смешанных перевозках.

Морской транспорт представляет собой отрасль производства, предоставляющую транспортные услуги и обеспечивающую потребности в перевозках. Участие морского транспорта в образовании стоимости определенного товара нельзя измерить, однако оно реально. Организация работы морского флота должна соответствовать условиям перевозок, вытекающих из особенностей международной морской торговли.

Морской транспорт не создает вещественного продукта подобно, например сельскому хозяйству, производящему пшеницу, которая может быть реализована в обмен на деньги или другие товары»- писал Кендалл в своей работе “Морской бизнес”. Однако он создает стоимость в результате перемещения товаров из района производства в районы потребления, где они и реализовываются.

Морской транспорт наряду с другими видами транспорта обслуживает отрасли экономики в сфере производства и обращения.

Торговое судоходство и его формы.

Тема 2. Формы организации международного морского судоходства.

Cырье и готовая продукция наиболее часто вырабатываются и потребляются в разных регионах даже в пределах одной страны. Известны страны, где традиционно вырабатывается тот или другой вид сырья, готовой продукции.

В местах производства добычи полезность, а, следовательно, и цена данных видов сырья и продукции довольно мала. Транспортная система позволяет в процессе перемещения грузов увеличивать их полезность, следовательно – цену на тот или другой вид сырья, продукции.

Еще Том Мэн в своем трактате «Богатство Англии во внешней торговле» писал в 1664 году: «…обычным средством для увеличения нашего богатства и денег есть внешняя торговля... Такого рода торговля послужила главной причиной возвышения Венеции, Генуи, Нидерландов и некоторых других стран... особенно те отрасли торговли, которую мы ведем с отдаленными странами, так как, кроме увеличения судоходства и числа моряков, товары, которые ссылаются туда и получаемые оттуда, дают намного больше выгоды для королевства, чем торговля с ближайшими странами».

Именно деятельность транспорта сказалась на развитии большинства европейских государств в период первоначального накопления капитала и развития товарного производства. Не удивительно, что на долю транспорта приходится от 10 до 25% ВВП промышленно развитых стран.

Необходимо отметить, что во всех периодах экономического развития мирового хозяйства морской транспорт играет достойную роль. Еще Давид Рикардо в своих «Началах политической экономии» писал о том, что увеличение количества ввозимых и вывозимых из страны товаров приводит к самому эффективному и наиболее экономному развитию разделения труда между разными нациями, связывает узами общей выгоды и постоянных связей все цивилизованные нации в одну всемирную общину. Иными словами, процесс глобализации начал свое поступательное развитие еще задолго до XXI века, и немаловажную роль в нем сыграла именно система морских транспортных перевозок.

В настоящее время эти процессы интенсивно развиваются и становятся необратимыми.

Грузоотправители нуждаются не только в перевозках на определенных направлениях, но и в регулярном обслуживании того или иного направления по твердому расписанию.

Судовладелец должен удовлетворить эти потребности, особенно в части обеспечения надежного регулярного обслуживания, т.к. это позволяет потребителям извлечь максимальную выгоду от морской перевозки. Таким образом, судоходство играет важнейшую роль в развитии торговли между континентами и осуществлении международных связей.

Одной из особенностей морского транспорта является его органическая связь с международной торговлей. Судоходство вынуждено быстро реагировать на изменения в международной торговле, обеспечивая адекватность транспортных средств всем видам перевозимых морем готовых товаров- энергоносителей, сырья и сельскохозяйственной продукции, - транспортные характеристики которых постоянно меняются в ходе научно-технического прогресса.

Объемы международной торговли в последние полтора десятилетия показывают стабильный рост. Мировой экспорт за это время увеличился в два с лишним раза. Теми же темпами росли показатели мирового импорта.

Данные товарооборота международной торговли в 90-х годах приведены в таблице