Налогово-бюджетная (фискальная) политика.

Фискальная политика - это сознательное изменение доходной и/или расходной частей госбюджета, направленное на стабилизацию экономического развития (рис. 11.1). Экономическая теория включает в свой предмет фискальную политику государства в той мере, в какой она влияет на макроэкономическое рыночное равновесие и на величину доходов общества в целом при полном или неполном использовании его ресурсов. Выделяются 2 типа фискальной политики: дискреционная (от латинского discretio — действие по своему усмотрению) и автоматическая (рис. 11.2). И дискреционная и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не является панацеей от всех экономических бед.

Дискреционная налогово-бюджетная или активная фискальная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности (изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста). В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п.

Все инструменты дискреционной фискальной политики оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Кейнсианская концепция макрорегулирования экономики предполагает использование фискальной политики государства в качестве эффективной меры воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее – в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода. В кейнсианской модели макроэкономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный Y через изменение совокупных расходов, т.е. AD. В упрощенном варианте этой модели рассматривается только дискреционная (волевая, сознательно изменяемая) фискальная политика, а анализ ее влияния на экономику основан на следующих допущениях:

· стабильность цен,

· все налоги представлены подоходным налогом,

· инвестиции независимы от величины Y,

· экономика замкнута (отсутствует экспорт) и т.д.

Несмотря на весьма упрощенный подход, эта модель позволяет понять роль фискальной политики в кейнсианской трактовке макроэкономического равновесия и составить общее представление о ее механизме и влиянии на экономическую конъюнктуру. Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Воздействуя, таким образом на совокупные расходы, фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного Y.

Кейнсианский крест (рис.11.3) показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений Т. Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет Т. Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию C + I +G, что ведет к росту дохода с Y0 до уровня Y1 . Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию C + I +G и ведет к снижению дохода с Y0 до уровня Y2 .

В широком плане общая фискальная политика предполагает два типа решений. Один из них связан с задачей достижения полной занятости, другой — с проблемой общественного приоритета. Политическое решение второго типа имеет дело с проблемой распределения производственных ресурсов страны.

Включение в анализ дополнительных государственных расходов (DG= G2 – G1) сдвигает график совокупных расходов C + I +G вверх и вызывает рост величины равновесного Y на величину DY =DG×mG , где mG — мультипликатор государственных расходов (рис. 11.4).

Мультипликатор государственных расходов показывает, на сколько единиц возрастает доход в ответ на увеличение государственных расходов на одну единицу. Из модели кейнсианского креста следует, что мультипликатор государственных расходов больше единицы.

Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет налоговых поступлений. Источником дополнительных государственных расходов (DG) является бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз.

Когда государственные расходы определены, функцией фискальной политики становится регулирование расходов частного сектора с тем, чтобы добиться полного использования ресурсов труда и капитала. Это - функция структуры налогов. Налоговые ставки должны быть приспособлены к циклическим колебаниям и тенденциям таким образом, чтобы совокупные государственные и частные расходы соответствовали потенциальному предложению товаров и услуг, которые в состоянии и произвести данная страна. Налоговые ставки должны быть достаточно высокими для того, чтобы предотвратить инфляцию, и достаточно низкими, чтобы достичь полной занятости.