Участники налоговых отношений

Классификация налогов

Налоги можно классифицировать не только по уровням уп­равления, но и по другим признакам, например по объектам налогообложения, источникам и формам уплаты. По объектам налогообложения можно выделить следующие группы:

• налоги на имущество (движимое и недвижимое);

• ресурсные налоги;

• налоги на доходы или прибыль;

• налоги на виды деятельности;

• налог на капитал;

• налоги с выручки;

• прочие налоги.

По источникам налоговых платежей выделяют:

1) налоги, относимые на расходы организации;

2) налоги, уплачиваемые за счет финансового результата (прибыли) налогоплательщика;

3) на­логи, включаемые в цену продукции (работ, услуг).

По формам уплаты различают налоги прямые и косвенные. Прямые на­логи поступают в виде прямых отчислений налогоплательщи­ков в бюджет. Из налогов, уплачиваемых фирмами, к ним мож­но отнести налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на иму­щество. Косвенные налоги возникают в результате совершения хозяйственных актов и оборотов (например, купли-продажи), фи­нансовых операций и т.д. К косвенным налогам относят НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.

Налогоплательщики и элементы налогообложения

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налого­обложения:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговая ставка;

• налоговый период;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются фи­зические и юридические лица, на которых в соответствии с на­
логовым законодательством возложена обязанность уплачивать
налоги и (или) сборы. Фирма (организация) получает статус
налогоплательщика, если она является российской организацией либо удовлетворяет одному из перечисленных ниже призна­ков:

• осуществляет экономическую деятельность в России или
получает доходы от источников в России;

является собственником имущества, подлежащего налогооб­ложению в России;

• совершает на территории РФ операции или действия, под­лежащие налогообложению;

• является участником отношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора, установленного налоговым законодательством РФ.

Для возникновения налогового обязательства фирма должна иметь объект налогообложения и нести юридическую обязанность заплатить налог за счет собственных средств. Каждый налого­плательщик может быть плательщиком одного или нескольких налогов (сборов). Это зависит от осуществляемой им деятельно­сти, наличия объектов налогообложения и других факторов, учи­тываемых при определении его налогового статуса. Например, закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 де­кабря 1995 г. разрешил субъектам малого бизнеса, отвечающим изложенным в законе критериям, уплачивать вместо совокупно­сти налоговых платежей в бюджет один налог — налог с валового дохода или выручки. От налогоплательщика необходимо отличать налогового агента. Налоговый агент должен удерживать налог с других лиц, являющихся налогоплательщиками, и перечислять его в бюджет. В качестве налоговых агентов выступают, например, работодатели, обязанные удерживать подоходный налог с наем­ных работников, акционерные общества, обязанные удерживать налог на доходы от капитала (дивиденды).

Объектами налогообложения фирмы являются различные ас­пекты экономической деятельности фирмы. В качестве объек­тов налогообложения в налоговом законодательстве РФ выделены:

• доходы (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от долево­го участия и т.д.);

• имущество;

• стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

• пользование природными ресурсами;

• операции по реализации товаров (работ, услуг);

• пересечение границы РФ (ввоз и вывоз товаров);

• отдельные виды деятельности и т.д.

В налоговом законодательстве зафиксирована недопустимость многократного обложения одного и того же объекта налогами одного вида — федеральным, региональным или местным. Каж­дый налог должен иметь самостоятельный объект налогообло­жения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. То есть это та количественно выраженная величина, к которой будет при­менена налоговая ставка. Налоговая база может быть определе­на как денежная сумма (например, стоимость налогооблагаемо­го имущества) либо как величина в натуральном выражении (на­пример, в единицах веса, объема, штуках и т.п.). Налогооблагаемая база определяется, как правило, путем корректировки показателя, соответствующего объекту налогообложения (например, на ве­личину различных видов налоговых льгот).

Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сбо­ров. Они выражаются в освобождении налогоплательщиков от налоговых платежей или их уменьшении. Налоговые льготы могут предоставляться в виде:

1. снижения налоговых ставок;

2. установления налогооблагаемого минимума объекта налога;

3. освобождения от уплаты налога для отдельных категорий налогоплательщиков;

4. освобождения от налогообложения определенных элемен­тов объкта налогообложения;

5. изменения сроков уплаты налогов;

6. установления специальных налоговых режимов.

Одним из основополагающих принципов системы налогообло­жения в РФ является установление равных условий налогообложения субъектов всех организационно-правовых форм. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер. Льготы носят в основном общефункциональный и социальный характер. Нало­говые (базы и порядок их исчисления по федеральным, региональ­ным и местным налогам устанавливаются налоговым законодатель­ством. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогам самостоятельно по итогам каждого налогового периода.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В качестве единицы измерения для большинства налогов используется стоимостный показатель (НДС, налог на прибыль, налог на имуще­ство т.д.). Могут применяться и натуральные измерители: мощность двигателя автотранспортных средств, площадь земельного участка, объем воды, забираемой из водохозяйственных систем. Ставки налогов утверждаются законодательным органом — Государственной Думой, ставки таможенных платежей и сборов — исполнительным органом (Правительством РФ).

Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляет­ся сумма налога, подлежащего уплате. По каждому налогу уста­навливается налоговый период. Например, по земельному налогу этот период равен календарному году, по НДС — месяцу или квар­талу в зависимости от размера выручки от реализации. Налого­вый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В этом случае организация вносит авансовые плате­жи в пределах отчетного срока по налогам по результатам рас­чета налогооблагаемой базы за налоговый период.

Сумма налогов определяется плательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В отдельных предусмотренных налоговым законодательством случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Напри­мер, организация выступает в роли налогового агента по расче­ту, удержанию и перечислению в бюджет сумм подоходного на­лога с работающих в этой организации сотрудников.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается На­логовым кодексом РФ и федеральными налоговыми законами, региональных и местных налогов— соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами пред­ставительных органов местного самоуправления. Уплата налога может проводиться в наличной или безналичной форме в уста­новленные сроки. Порядок уплаты налога может предусматри­вать внесение авансовых платежей в течение отчетного или на­логового периода. Такая система предусмотрена, в частности, по налогу на прибыль.

Участниками налоговых отношений, регулируемых законода­тельством о налогах и сборах, являются:

· организации и физические лица — налогоплательщики и плательщики сборов;

· организации и физические лица — налоговые агенты;

· налоговые органы (Федеральная налоговая служба и ее под­разделения в РФ);

· Федеральная таможенная служба и ее подразделения в РФ;

· государственные органы исполнительной власти и исполни­тельные органы местного самоуправления, уполномоченные организации и должностные лица;

· финансовые органы (Минфин России, министерства финан­сов республик, финансовые органы административно-тер­риториальных образований, иные уполномоченные органы);

· органы государственных внебюджетных фондов.

В состав перечисленных в соответствии с Налоговым кодек­сом участников налоговых отношений могут быть включены также законные представители налогоплательщика и банки. Права и обязанности участников (субъектов) налоговых отношений в ча­сти, касающейся налоговых аспектов их деятельности, определе­ны налоговым законодательством РФ.