Участники налоговых отношений
Классификация налогов
Налоги можно классифицировать не только по уровням управления, но и по другим признакам, например по объектам налогообложения, источникам и формам уплаты. По объектам налогообложения можно выделить следующие группы:
• налоги на имущество (движимое и недвижимое);
• ресурсные налоги;
• налоги на доходы или прибыль;
• налоги на виды деятельности;
• налог на капитал;
• налоги с выручки;
• прочие налоги.
По источникам налоговых платежей выделяют:
1) налоги, относимые на расходы организации;
2) налоги, уплачиваемые за счет финансового результата (прибыли) налогоплательщика;
3) налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг).
По формам уплаты различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги поступают в виде прямых отчислений налогоплательщиков в бюджет. Из налогов, уплачиваемых фирмами, к ним можно отнести налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество. Косвенные налоги возникают в результате совершения хозяйственных актов и оборотов (например, купли-продажи), финансовых операций и т.д. К косвенным налогам относят НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.
Налогоплательщики и элементы налогообложения
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговая ставка;
• налоговый период;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются физические и юридические лица, на которых в соответствии с на
логовым законодательством возложена обязанность уплачивать
налоги и (или) сборы. Фирма (организация) получает статус
налогоплательщика, если она является российской организацией либо удовлетворяет одному из перечисленных ниже признаков:
• осуществляет экономическую деятельность в России или
получает доходы от источников в России;
• является собственником имущества, подлежащего налогообложению в России;
• совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению;
• является участником отношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора, установленного налоговым законодательством РФ.
Для возникновения налогового обязательства фирма должна иметь объект налогообложения и нести юридическую обязанность заплатить налог за счет собственных средств. Каждый налогоплательщик может быть плательщиком одного или нескольких налогов (сборов). Это зависит от осуществляемой им деятельности, наличия объектов налогообложения и других факторов, учитываемых при определении его налогового статуса. Например, закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. разрешил субъектам малого бизнеса, отвечающим изложенным в законе критериям, уплачивать вместо совокупности налоговых платежей в бюджет один налог — налог с валового дохода или выручки. От налогоплательщика необходимо отличать налогового агента. Налоговый агент должен удерживать налог с других лиц, являющихся налогоплательщиками, и перечислять его в бюджет. В качестве налоговых агентов выступают, например, работодатели, обязанные удерживать подоходный налог с наемных работников, акционерные общества, обязанные удерживать налог на доходы от капитала (дивиденды).
Объектами налогообложения фирмы являются различные аспекты экономической деятельности фирмы. В качестве объектов налогообложения в налоговом законодательстве РФ выделены:
• доходы (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от долевого участия и т.д.);
• имущество;
• стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
• пользование природными ресурсами;
• операции по реализации товаров (работ, услуг);
• пересечение границы РФ (ввоз и вывоз товаров);
• отдельные виды деятельности и т.д.
В налоговом законодательстве зафиксирована недопустимость многократного обложения одного и того же объекта налогами одного вида — федеральным, региональным или местным. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. То есть это та количественно выраженная величина, к которой будет применена налоговая ставка. Налоговая база может быть определена как денежная сумма (например, стоимость налогооблагаемого имущества) либо как величина в натуральном выражении (например, в единицах веса, объема, штуках и т.п.). Налогооблагаемая база определяется, как правило, путем корректировки показателя, соответствующего объекту налогообложения (например, на величину различных видов налоговых льгот).
Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Они выражаются в освобождении налогоплательщиков от налоговых платежей или их уменьшении. Налоговые льготы могут предоставляться в виде:
1. снижения налоговых ставок;
2. установления налогооблагаемого минимума объекта налога;
3. освобождения от уплаты налога для отдельных категорий налогоплательщиков;
4. освобождения от налогообложения определенных элементов объкта налогообложения;
5. изменения сроков уплаты налогов;
6. установления специальных налоговых режимов.
Одним из основополагающих принципов системы налогообложения в РФ является установление равных условий налогообложения субъектов всех организационно-правовых форм. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер. Льготы носят в основном общефункциональный и социальный характер. Налоговые (базы и порядок их исчисления по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогам самостоятельно по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В качестве единицы измерения для большинства налогов используется стоимостный показатель (НДС, налог на прибыль, налог на имущество т.д.). Могут применяться и натуральные измерители: мощность двигателя автотранспортных средств, площадь земельного участка, объем воды, забираемой из водохозяйственных систем. Ставки налогов утверждаются законодательным органом — Государственной Думой, ставки таможенных платежей и сборов — исполнительным органом (Правительством РФ).
Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. По каждому налогу устанавливается налоговый период. Например, по земельному налогу этот период равен календарному году, по НДС — месяцу или кварталу в зависимости от размера выручки от реализации. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В этом случае организация вносит авансовые платежи в пределах отчетного срока по налогам по результатам расчета налогооблагаемой базы за налоговый период.
Сумма налогов определяется плательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В отдельных предусмотренных налоговым законодательством случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Например, организация выступает в роли налогового агента по расчету, удержанию и перечислению в бюджет сумм подоходного налога с работающих в этой организации сотрудников.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ и федеральными налоговыми законами, региональных и местных налогов— соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Уплата налога может проводиться в наличной или безналичной форме в установленные сроки. Порядок уплаты налога может предусматривать внесение авансовых платежей в течение отчетного или налогового периода. Такая система предусмотрена, в частности, по налогу на прибыль.
Участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
· организации и физические лица — налогоплательщики и плательщики сборов;
· организации и физические лица — налоговые агенты;
· налоговые органы (Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ);
· Федеральная таможенная служба и ее подразделения в РФ;
· государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные организации и должностные лица;
· финансовые органы (Минфин России, министерства финансов республик, финансовые органы административно-территориальных образований, иные уполномоченные органы);
· органы государственных внебюджетных фондов.
В состав перечисленных в соответствии с Налоговым кодексом участников налоговых отношений могут быть включены также законные представители налогоплательщика и банки. Права и обязанности участников (субъектов) налоговых отношений в части, касающейся налоговых аспектов их деятельности, определены налоговым законодательством РФ.