Ценовая система

Ценовая система это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и миро­вого рынков (рис. 20.2). Цены дифференцируются по ряду признаков.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания эконо­мики.Строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:

оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по кото­рым промышленная продукция реализуется всем категориям по­требителей (независимо от формы собственности);

закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных подсобных хозяйств);

цены на строительную продукцию — представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строи­тельство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м жилой площади, 1 м малярных работ и т.д.);

тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

цены на потребительские товары — используются для реализа­ции товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

внешнеторговые цены — это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Фор­мирование цен этой группы принципиально отличается от опреде­ления национальных цен. Внешнеторговые цены подразделяются на экспортные и импортные. Экспортные цены — цены, по кото­рым российские производители или внешнеторговые организа­ции продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Импортные цены — цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного то­вара с учетом таможенных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость).

Дифференциация цен по степени участия государства в ценооб­разовании.Характеризуется влиянием государства на ценовую политику. В соответствии с этим признаком классификации цены подразделяются на рыночные и регулируемые (табл. 20.7).

Дифференциация цен по стадиям ценообразования.Отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере дви­жения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Выделяют опто­вые опто­вые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.

Оптовые цены изготовителя формируются на стадии произ­водства товара (услуги), носят промежуточный характер, призваны компенсировать затраты производителя продукции (услуги) на производство и реализацию и обеспечить планируемую предпри­ятием прибыль.

Пример.Необходимо определить оптовую цену изготовителя на товар, если себестоимость его выпуска — 8000 руб. за единицу товара, планиру­емая производителем рентабельность — 20% к затратам.

Решение. Оптовая цена изготовителя составит:

8000 + (8000 х 20 : 100) = 9600 руб.

Оптовые, отпускные цены включают помимо цен изготовителя косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость).

 

Таблица 20.7