Формирование цен

Тема Понятие цены и ценовая политика предприятия

Расчет внутренней нормы доходности

Номер шага   Норма дисконта, % Значение чистого дисконтированного дохода, тыс. руб.
  -33,52
        12,31
  Следовательно, ВДН находится между 5 и 25%
  -2,30
  Следовательно, ВДН находится между 5 и 10%
  9,15 0,00
  Следовательно, ВДН равен 9,15%

 

Цена – денежное выражение стоимости товара (продукции, изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества. Основные элементы цены представлены в табл. 20.1.

Таблица 20.1

Элементы цены
Себестоимость производства и продажи товаров (работ, услуг) Прибыль производителя Косвенные налоги (акциз, НДС) Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника) Торговая надбавка(издержки, прибыль и НДС торговли)
Оптовая цена изготовителя      
Оптовая отпускная цена    
Оптовая цена закупки  
Розничная цена

Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен-конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором цено­образования является также государственное регулирование цен. Су­ществуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые {административные) способы — это установление определенного Порядка ценообразования, косвенные (экономичес­кие) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и нало­говых операций, оплаты труда.

Ценовая политика предприятия — это установление (определе­ние) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных усло­виях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и др. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и удержание рынка. Обеспечение выживаемости предприятия — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогич­ными товарами. Важными компонентами данной ценовой поли­тики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, име­ющие устойчивое положение на рынке, но и не уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгод­ную конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и оста­навливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. Удержание рынка состоит в сохранении фирмой суще­ствующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.

На систему ценообразования, а, соответственно, на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно: изменение покупательной способности рубля и курсы иностранных валют к рублю. Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность — они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен.