Система цен на продукцию агропромышленного комплекса и ценообразование.
Экономическая сущность цены. Функции цен.
Тема 6. Цена и ценообразование на продукцию отрасли
1. Экономическая сущность цены. Функции цен.
2. Система цен на продукцию агропромышленного комплекса и ценообразование.
Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию.
Цена — это денежное выражение стоимости товара.
Цена — один из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, она непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и на его финансово-экономическое состояние.
В условиях плановой экономики цена равна средним издержкам производства и регулируется государством.
В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек, то есть издержек производства признанных рынком партий товара. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения — увеличивается.
В рыночной экономике цены выполняют следующие основные функции:
- стимулирующая, которая заключается в том, что цена прямо пропорциональна качеству продукции, а более высокая цена предполагает получение более высокого дохода. Таким образом, действие этой функции проявляется в том, что сельский товаропроизводитель заинтересован в выпуске наиболее качественной продукции с тем, чтобы продать ее по более высоким цепам;
- регулирующая, которая проявляется в процессе установления рыночного равновесия — при повышении спроса цена растет, при снижении падает, при повышении предложения цены идут вниз, а при возникновении на рынке дефицита какой-либо продукции цены на нее поднимаются;
- распределительная, которая заключается в перераспределении потоков движения денежных средств при изменении цен на определенные виды ресурсов. Например, при повышении цен на технологическое оборудование часть сельскохозяйственных предприятий будет вынуждена отказаться от его приобретения и направить временно свободные денежные средства на другие рынки.
В условиях агропромышленного комплекса свободное проявление функций цен в определенной мере ограничено. Это обусловлено потребностями обеспечения продовольственной безопасности страны и, как следствие, необходимостью государственного регулирования сельского хозяйства.
Основными видами цен в условиях рынка являются:
- свободные цены, то есть цены, которые формируются исключительно па основе соотношения спроса и предложения;
- регулируемые цены — цены, уровень которых, с учетом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции, регулируется государством.
Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие виды цен:
- оптовые цены предприятия — цены, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам в той же отрасли;
- оптовые цепы отрасли — цены реализации продукции организациям торговли; в том случае, когда реализация осуществляется непосредственно организациям торговли и в цену не включаются издержки и плановая прибыль оптовых баз или складов, данная цена отсутствует;
- розничные цены — цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю;
- закупочные цены - цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т.п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;
В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:
- установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;
- установление цены по уровню плановой рентабельности продукции (обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли);
- установление цены исходя из реальной стоимости продукции;
- установление цены на основе уровня средних цен.
По первому из перечисленных методов цена устанавливается на основе себестоимости продукции и стандартной наценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида товара и объема партии реализации.
Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих (валовых) издержек и предполагаемой плановой прибыли. Размер прибыли должен быть не менее нормальной и, как правило, колеблется в незначительных пределах в зависимости от вида продукции.
Недостатком этих двух методов является то, что они не учитывают действие рыночных механизмов — соотношение спроса и предложения.
При установлении цены на основе реальной ценности товара оцениваются не реальные издержки производства и обращения, а реакция потенциальных покупателей на изменение цены (эластичность спроса). Большая часть сельскохозяйственной продукции обладает низкой эластичностью, что обусловливает необходимость государственного регулирования уровня цен.
При установлении цен на основе уровня средних текущих цен продавец товара также не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цеп конкурентов на аналогичную продукцию. Если данная цена определяется на этапе организации нового производства, следует учитывать изменение спроса и предложения (и, соответственно, уровня равновесной цены) после выхода нового товаропроизводителя на рынок.
В общем случае в качестве рыночной цены принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
На уровень рыночной цены оказывают влияние следующие факторы:
- сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потеря товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговая политика, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Последнее справедливо только для товаров перерабатывающей отрасли сельского хозяйства.