Система цен на продукцию агропромышленного комплекса и ценообразование.

Экономическая сущность цены. Функции цен.

Тема 6. Цена и ценообразование на продукцию отрасли

1. Экономическая сущность цены. Функции цен.

2. Система цен на продукцию агропромышленного комплекса и ценообразование.

 

Главной характеристикой, определяющей соотношение спроса и предложения, является рыночная цена на продук­цию.

Цена — это денежное выражение стоимости товара.

Цена — один из основных факторов определения выруч­ки от реализации продукции, а значит, она непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и на его финансово-экономическое состояние.

В условиях плановой экономики цена равна средним из­держкам производства и регулируется государством.

В рыночных условиях цена определяется уровнем пре­дельных издержек, то есть издержек производства признан­ных рынком партий товара. При снижении спроса и увели­чении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения — увеличивается.

В рыночной экономике цены выполняют следующие ос­новные функции:

- стимулирующая, которая заключается в том, что цена прямо пропорциональна качеству продукции, а более высо­кая цена предполагает получение более высокого дохода. Та­ким образом, действие этой функции проявляется в том, что сельский товаропроизводитель заинтересован в выпуске наи­более качественной продукции с тем, чтобы продать ее по более высоким цепам;

- регулирующая, которая проявляется в процессе уста­новления рыночного равновесия — при повышении спроса цена растет, при снижении падает, при повышении предложения цены идут вниз, а при возникновении на рынке дефи­цита какой-либо продукции цены на нее поднимаются;

- распределительная, которая заключается в перерас­пределении потоков движения денежных средств при изме­нении цен на определенные виды ресурсов. Например, при повышении цен на технологическое оборудование часть сель­скохозяйственных предприятий будет вынуждена отказаться от его приобретения и направить временно свободные денеж­ные средства на другие рынки.

В условиях агропромышленного комплекса свободное проявление функций цен в определенной мере ограничено. Это обусловлено потребностями обеспечения продовольст­венной безопасности страны и, как следствие, необходимо­стью государственного регулирования сельского хозяйства.

 

 

Основными видами цен в условиях рынка являются:

- свободные цены, то есть цены, которые формируются исключительно па основе соотношения спроса и предложе­ния;

- регулируемые цены — цены, уровень которых, с уче­том монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции, регулируется государством.

Кроме того, в зависимости от целей экономического ис­следования различают следующие виды цен:

- оптовые цены предприятия — цены, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым пе­репродавцам в той же отрасли;

- оптовые цепы отрасли — цены реализации продук­ции организациям торговли; в том случае, когда реализация осуществляется непосредственно организациям торговли и в цену не включаются издержки и плановая прибыль оптовых баз или складов, данная цена отсутствует;

- розничные цены — цены, по которым продукция реа­лизуется конечному покупателю;

- закупочные цены - цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т.п.); ино­гда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;

В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:

- установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;

- установление цены по уровню плановой рентабельно­сти продукции (обеспечение безубыточности и получение це­левой прибыли);

- установление цены исходя из реальной стоимости продукции;

- установление цены на основе уровня средних цен.

По первому из перечисленных методов цена устанавлива­ется на основе себестоимости продукции и стандартной на­ценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида то­вара и объема партии реализации.

Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих (валовых) издержек и предполагаемой плановой прибыли. Размер прибыли должен быть не менее нормальной и, как правило, колеблется в не­значительных пределах в зависимости от вида продукции.

Недостатком этих двух методов является то, что они не учитывают действие рыночных механизмов — соотношение спроса и предложения.

При установлении цены на основе реальной ценности то­вара оцениваются не реальные издержки производства и об­ращения, а реакция потенциальных покупателей на измене­ние цены (эластичность спроса). Большая часть сельскохо­зяйственной продукции обладает низкой эластичностью, что обусловливает необходимость государственного регулирова­ния уровня цен.

При установлении цен на основе уровня средних теку­щих цен продавец товара также не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цеп конкурентов на аналогичную продукцию. Если данная цена определяется на этапе организации нового про­изводства, следует учитывать изменение спроса и предложе­ния (и, соответственно, уровня равновесной цены) после вы­хода нового товаропроизводителя на рынок.

В общем случае в качестве рыночной цены принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

На уровень рыночной цены оказывают влияние следую­щие факторы:

- сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потеря товарами качества или иных потребительских свойств;

- истечение (приближение даты истечения) сроков год­ности или реализации товаров;

- маркетинговая политика, в том числе при продвиже­нии на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Последнее спра­ведливо только для товаров перерабатывающей отрасли сельского хозяйства.