Рыночная конкуренция и ее виды.
Тема 5. Конкуренция на рынке.
Экономические предпосылки рыночных отношений в отрасли.
Переход сельского хозяйства к рыночным отношениям в настоящее время является неизбежным хотя бы потому, что к рынку переходит все народное хозяйство. Для того, чтобы оценить возможности перехода отрасли к рынку и наметить мероприятия по более рациональному переходу, необходимо изучить предпосылки и условия развития рыночных отношений в агропромышленном комплексе.
Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.
Конкуренция предполагает существование таких условий, при которых действует закон стоимости — то есть покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший наладить более эффективное (экономичное) производство продукции, качество которой не ниже качества продукции других участников рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.
Право собственности является очевидной предпосылкой существования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права — государственная, коллективная и личная.
Экономическая свобода предполагает возможность субъектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую продукцию, в каких объемах производить и по каким ценам приобретать. То есть при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансирован в производство, собственник вправе выбрать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.).
1. Рыночная конкуренция и ее виды.
2. Ценовая и неценовая конкуренция.
3. Продуктовая дифференциация в отрасли.
Существование закона стоимости обусловливает и существование конкуренции — покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший снизить удельные издержки производства н обращения на единицу продукции без ухудшения ее качества, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.
Конкуренция производителей сельскохозяйственной продукции может быть обеспечена посредством:
- развития многоукладной экономики, различных форм собственности и организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий;
- развития сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;
- исключения условий для монополизации запасов и завышения цен посредническими организациями;
- ликвидации препятствий на пути движения товарных рынков по территории России (государственная политика в области цен на транспортные услуги);
Различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
В первом случае предполагается наличие на рынке большого количества мелких производителей, которые не могут существенно влиять на уровень рыночных цен. Это является идеальным случаем рыночной конкуренции, который в современных условиях, наверное, недостижим. Кривая потребительского спроса в этом случае приобретает вид прямой горизонтальной линии — спрос на товары регулируется исключительно уровнем цен на нее, влияние других внешних факторов незначительно, а производители (продавцы) не могут усилить влияние факторов, которые зависят от них.
В условиях рыночной экономики конкуренция между сельскохозяйственными предприятиями, осваивающими один и тот же рынок или сегмент рынка, неизбежна. Поэтому прослеживается тенденция к укрупнению предприятий или созданию ими соглашений (пулов, картелей и т.п.), позволяющих устанавливать цену на согласованном уровне. Это является разновидностью монополии и делает конкуренцию несовершенной.
В этом случае цена на товар устанавливается не столько уровнем спроса на него, сколько соглашением между наиболее крупными товаропроизводителями (если производитель один — это монополия, если два н более — олигополия). Для того, чтобы минимизировать отрицательное влияние несовершенной конкуренции на интересы покупателя, государством принимаются меры регулирования рынка, например, установление максимальных или минимальных цен, установление повышенных налогов или, наоборот, введение специальных налоговых режимов и т.п.
Тем не менее, в условиях несовершенной конкуренции наибольшие проблемы испытывает не покупатель, а мелкий товаропроизводитель, не входящий в пул крупных товаропроизводителей, не могущий влиять на рыночные цены и имеющий ограниченные возможности для снижения уровня издержек производства и обращения.
Кроме классификации конкуренции на совершенную и несовершенную, часто используется подразделение конкуренции на внутриотраслевую и межотраслевую.
В условиях агропромышленного комплекса сфера действия внутриотраслевой конкуренции существенно ограничена. Это обусловлено, во-первых, существованием дифференциальной ренты, что изначально ставит производителей, осуществляющих свою деятельность в разных регионах, в неравные условия. Во-вторых, действие внутриотраслевой конкуренции серьезно сдерживается государственным регулированием сельского хозяйства — система мер по поддержке сельских товаропроизводителей предполагает поддержку менее рентабельных (или вообще убыточных) хозяйств и изъятие сверхдоходов, полученных организациями, работающими в более благоприятных природно-климатических и социально-экономических условиях. Таким образом, уровень предложения в большой степени формируется под воздействием факторов, не зависящих от продавца.
Межотраслевая конкуренция состоит в том, что потенциальный инвестор склонен вкладывать капитал в производство тех видов продукции, которые могут принести максимальную прибыль с минимальным риском финансовых потерь. С этой точки зрения сельскохозяйственное производство традиционно является одним из наименее привлекательных направлений вложения средств.