Рыночная конкуренция и ее виды.

Тема 5. Конкуренция на рынке.

Экономические предпосылки рыночных отношений в отрасли.

 

Переход сельского хозяйства к рыночным отношениям в настоящее время является неизбежным хотя бы потому, что к рынку переходит все народное хозяйство. Для того, чтобы оценить возможности перехода отрасли к рынку и наметить мероприятия по более рациональному переходу, необходимо изучить предпосылки и условия раз­вития рыночных отношений в агропромышленном комплексе.

Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и эконо­мическая свобода.

Конкуренция предполагает существование таких усло­вий, при которых действует закон стоимости — то есть по­купатель должен иметь право выбора необходимого ему то­вара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, кото­рые предлагает одинокий продавец. Другой стороной кон­куренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший наладить более эффективное (экономичное) производство продукции, качество которой не ниже качества продукции других участников рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преоб­ладания на рынке.

Право собственности является очевидной предпосылкой существования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права — государственная, коллективная и личная.

Экономическая свобода предполагает возможность субъ­ектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую про­дукцию, в каких объемах производить и по каким ценам приобретать. То есть при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансирован в производство, собственник вправе выбрать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промыш­ленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.).

 

1. Рыночная конкуренция и ее виды.

2. Ценовая и неценовая конкуренция.

3. Продуктовая дифференциация в отрасли.

 

 

Существование закона стоимости обусловливает и существование конкуренции — покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, ко­торые предлагает одинокий продавец. Другой стороной кон­куренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший снизить удельные издержки про­изводства н обращения на единицу продукции без ухудшения ее качества, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.

Конкуренция производителей сельскохозяйственной про­дукции может быть обеспечена посредством:

- развития многоукладной экономики, различных форм собственности и организационно-правовых форм сельскохо­зяйственных предприятий;

- развития сферы переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;

- исключения условий для монополизации запасов и за­вышения цен посредническими организациями;

- ликвидации препятствий на пути движения товарных рынков по территории России (государственная политика в области цен на транспортные услуги);

 

Различают рынок совершенной и несовершенной конку­ренции.

В первом случае предполагается наличие на рынке боль­шого количества мелких производителей, которые не могут существенно влиять на уровень рыночных цен. Это является идеальным случаем рыночной конкуренции, который в со­временных условиях, наверное, недостижим. Кривая потре­бительского спроса в этом случае приобретает вид прямой горизонтальной линии — спрос на товары регулируется ис­ключительно уровнем цен на нее, влияние других внешних факторов незначительно, а производители (продавцы) не мо­гут усилить влияние факторов, которые зависят от них.

В условиях рыночной экономики конкуренция между сельскохозяйственными предприятиями, осваивающими один и тот же рынок или сегмент рынка, неизбежна. Поэтому прослеживается тенденция к укрупнению предприятий или созданию ими соглашений (пулов, картелей и т.п.), позво­ляющих устанавливать цену на согласованном уровне. Это является разновидностью монополии и делает конкуренцию несовершенной.

В этом случае цена на товар устанавливается не столько уровнем спроса на него, сколько соглашением между наибо­лее крупными товаропроизводителями (если производитель один — это монополия, если два н более — олигополия). Для того, чтобы минимизировать отрицательное влияние не­совершенной конкуренции на интересы покупателя, государ­ством принимаются меры регулирования рынка, например, установление максимальных или минимальных цен, установ­ление повышенных налогов или, наоборот, введение специ­альных налоговых режимов и т.п.

Тем не менее, в условиях несовершенной конкуренции наибольшие проблемы испыты­вает не покупатель, а мелкий товаропроизводитель, не вхо­дящий в пул крупных товаропроизводителей, не могущий влиять на рыночные цены и имеющий ограниченные воз­можности для снижения уровня издержек производства и обращения.

Кроме классификации конкуренции на совершенную и несовершенную, часто используется подразделение конку­ренции на внутриотраслевую и межотраслевую.

В условиях агропромышленного комплекса сфера дейст­вия внутриотраслевой конкуренции существенно ограничена. Это обусловлено, во-первых, существованием дифференци­альной ренты, что изначально ставит производителей, осу­ществляющих свою деятельность в разных регионах, в неравные условия. Во-вторых, действие внутриотраслевой кон­куренции серьезно сдерживается государственным регулиро­ванием сельского хозяйства — система мер по поддержке сельских товаропроизводителей предполагает поддержку ме­нее рентабельных (или вообще убыточных) хозяйств и изъя­тие сверхдоходов, полученных организациями, работающими в более благоприятных природно-климатических и социаль­но-экономических условиях. Таким образом, уровень предложения в большой степени формируется под воздействием факторов, не зависящих от продавца.

Межотраслевая конкуренция состоит в том, что потенци­альный инвестор склонен вкладывать капитал в производство тех видов продукции, которые могут принести максимальную прибыль с минимальным риском финансовых потерь. С этой точки зрения сельскохозяйственное производство традицион­но является одним из наименее привлекательных направле­ний вложения средств.