Функции рынка и рыночная инфраструктура.
Классификация и виды рынков в отрасли.
Все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, по видам реализуемой продукции, работ или услугможно объединить в следующие четыре группы:
- сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);
- рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;
- рынок сферы услуг;
- рынок сферы торговли (маркетинговых услуг).
Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:
- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;
- рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);
- рынок минеральных удобрений;
- рынок кормов для животноводства.
На рынке сферы услуг сельскохозяйственные предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для осуществления производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить:
- информационные (включая услуги связи);
- научно-исследовательские (включая элитное семеноводство);
- технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);
- ветеринарные;
- мелиоративные;
- изыскательские и землеустроительные, и др.
Рынок сферы торговли возникает тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг:
- услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;
- услуги предприятий оптовой и розничной торговли;
- услуги предприятий общественного питания;
- услуги предприятий переработки.
На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего причиной этого является желание сельскохозяйственного предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг, а также с потерями на реализационных ценах.
Сельскохозяйственные рынки можно подразделить на:
- рынки продукции растениеводства;
- рынки продукции животноводства;
- рынки продукции переработки.
По степени ограничения конкуренции выделяют 4 типа рынков:
- рынок чистой конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополистический рынок;
- рынок чистой монополии.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен на товар.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Если какое-то предприятие снизит свои цены на 10%, покупатели переключатся на этого поставщика, а другим производителям придется реагировать либо снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Если же предприятие повысит цены, то другие производители могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей потребителей в пользу конкурентов.
При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.
В процессе деятельности рынок осуществляет следующие функции:
- обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей.
- стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь энергоресурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;
- обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий.
- обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
- обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем.
Под рыночной инфраструктуройпонимают систему организаций и учреждений, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. В составе рыночной инфраструктуры принято выделять следующие звенья:
- организационная база — заготовительно-складские, снабженческо-сбытовые, комиссионные и иные посреднические организации, товарные биржи. В сельском хозяйстве часть предприятий и организаций этого звена рыночной инфраструктуры входит в состав агропромышленного комплекса.
- материальное обеспечение включает транспортные средства, складское и тарное хозяйство, информационные системы. В отличие от других отраслей экономики в сельском хозяйстве эти виды обеспечения в той или иной степени входят в состав агропромышленного комплекса и динамично развиваются в рамках АПК;
- кредитно-расчетное обеспечение — кредитно-финансовые организации, банки, инвестиционные фонды и т.п. организации, занимающиеся выдачей кредитов, расчетно-кассовым обслуживанием и выполнением иных функций, обеспечивающих движение и эффективное использование денежных средств. Расчетно-кассовое обслуживание является наиболее консервативной сферой предпринимательской деятельности.