Понятие рынка и рыночного механизма.

Тема 4. Понятие и структура рынка.

1. Понятие рынка и рыночного механизма.

2. Классификация и виды рынков в отрасли.

3. Функции рынка и рыночная инфраструктура.

4. Экономические предпосылки рыночных отношений в отрасли.

 

 

Классическим считается следующее определение рынка.

Рынок — это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.

В развитых странах в отрасли сельского хозяйства уча­стие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее эконо­мическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает со­став и структуру выпускаемой сельскохозяйственной про­дукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.

Необходимость перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве в современных условиях определяется тремя основными факторами:

- переходом всей экономики страны к рыночным отно­шениям. В этих условиях прежние межхозяйственные связи разрушаются, а создание новых базируется на товарно-денежных (а не на административных) отношениях и цели­ком возлагается на сами сельскохозяйственные предприятия;

- неэффективностью ранее действовавшей системы управления сельским хозяйством. В первую очередь неэф­фективность была обусловлена чрезмерной регламентацией деятельности сельскохозяйственных предприятий, ограниче­нием экономической свободы в части выбора объемов и структуры производимой сельскохозяйственной продукции;

- отсутствием у государства возможностей (бюджетных средств) для полноценной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей приобретение продукции по ценам, превы­шающим издержки на величину плановой рентабельности.

Возможны два основных направления перехода к рынку (как, впрочем, и к любой другой системе производственно-экономических отношений): эволюционный и революционный.

Эволюционный путь предполагает постепенное изме­нение производственных отношений посредством разработки законодательной базы, отработки схем взаимодействия про­изводительных сил и производственных отношений и орга­низацией системы подготовки и переподготовки кадров.

Революционный путь характеризуется декларирова­нием перехода к рынку, комплексом мероприятий, называе­мым «шоковой терапией» (основным из мероприятий явля­ется отпуск цен), и последующим приведением законода­тельной и нормативной базы к сложившемуся уровню взаи­модействия производительных сил и производственных отно­шений.

Основными элементами рынка являются следующие:

- товар— продукция, изготовленная или приобретен­ная, исключительно для перепродажи. Часть продукции, ис­пользуемая в других целях, — например, передаваемая в производство, относится не к категории товара, а к катего­рии материально-производственных запасов;

- товарное производство— производство, в процессе которого производится продукция, выполняются работы или оказываются услуги, предназначенные для обмена (продажи, реализации);

- спрос— количество товаров определенной номенкла­туры, которое может быть приобретено на конкретном рынке по ценам, приемлемым для покупателя;

- предложение— количество товаров определенной номенклатуры, которое может быть продано на конкретном рынке по ценам, приемлемым для продавца;

- рыночная конъюнктура— соотношение между спро­сом и предложением на конкретном рынке. Рыночная конъ­юнктура определяется количеством товара, ценами на от­дельные виды товара, количеством продавцов и покупателей и некоторыми другими факторами, имеющими меньшее влияние;

- рыночная конкуренция— взаимодействие на кон­кретном рынке независимых товаропроизводителей, выра­жающееся в стремлении каждого из них продать максималь­но возможное количество товаров по максимально возмож­ным ценам;

- субъекты рыночных отношений— продавец и поку­патель;

- емкость рынка— это максимально возможный объем сбыта данной продукции.

- рыночный механизм— процесс формирования ры­ночного равновесия между спросом и предложением.