Понятие рынка и рыночного механизма.
Тема 4. Понятие и структура рынка.
1. Понятие рынка и рыночного механизма.
2. Классификация и виды рынков в отрасли.
3. Функции рынка и рыночная инфраструктура.
4. Экономические предпосылки рыночных отношений в отрасли.
Классическим считается следующее определение рынка.
Рынок — это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.
В развитых странах в отрасли сельского хозяйства участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.
Необходимость перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве в современных условиях определяется тремя основными факторами:
- переходом всей экономики страны к рыночным отношениям. В этих условиях прежние межхозяйственные связи разрушаются, а создание новых базируется на товарно-денежных (а не на административных) отношениях и целиком возлагается на сами сельскохозяйственные предприятия;
- неэффективностью ранее действовавшей системы управления сельским хозяйством. В первую очередь неэффективность была обусловлена чрезмерной регламентацией деятельности сельскохозяйственных предприятий, ограничением экономической свободы в части выбора объемов и структуры производимой сельскохозяйственной продукции;
- отсутствием у государства возможностей (бюджетных средств) для полноценной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей приобретение продукции по ценам, превышающим издержки на величину плановой рентабельности.
Возможны два основных направления перехода к рынку (как, впрочем, и к любой другой системе производственно-экономических отношений): эволюционный и революционный.
Эволюционный путь предполагает постепенное изменение производственных отношений посредством разработки законодательной базы, отработки схем взаимодействия производительных сил и производственных отношений и организацией системы подготовки и переподготовки кадров.
Революционный путь характеризуется декларированием перехода к рынку, комплексом мероприятий, называемым «шоковой терапией» (основным из мероприятий является отпуск цен), и последующим приведением законодательной и нормативной базы к сложившемуся уровню взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
Основными элементами рынка являются следующие:
- товар— продукция, изготовленная или приобретенная, исключительно для перепродажи. Часть продукции, используемая в других целях, — например, передаваемая в производство, относится не к категории товара, а к категории материально-производственных запасов;
- товарное производство— производство, в процессе которого производится продукция, выполняются работы или оказываются услуги, предназначенные для обмена (продажи, реализации);
- спрос— количество товаров определенной номенклатуры, которое может быть приобретено на конкретном рынке по ценам, приемлемым для покупателя;
- предложение— количество товаров определенной номенклатуры, которое может быть продано на конкретном рынке по ценам, приемлемым для продавца;
- рыночная конъюнктура— соотношение между спросом и предложением на конкретном рынке. Рыночная конъюнктура определяется количеством товара, ценами на отдельные виды товара, количеством продавцов и покупателей и некоторыми другими факторами, имеющими меньшее влияние;
- рыночная конкуренция— взаимодействие на конкретном рынке независимых товаропроизводителей, выражающееся в стремлении каждого из них продать максимально возможное количество товаров по максимально возможным ценам;
- субъекты рыночных отношений— продавец и покупатель;
- емкость рынка— это максимально возможный объем сбыта данной продукции.
- рыночный механизм— процесс формирования рыночного равновесия между спросом и предложением.