Сертификация продукции.

Контроль и управление качеством поставок ресурсов.

 

От контроля качества в большей степени затраты предприятия на материальные ресурсы, т.к. именно здесь

 

 

Сертификация продукции – это один из путей обеспечения высокого качества продукции. За рубежом сертификация получила широкое признание в качестве эффективного инструмента повышения научного торгово-экономического сотрудничества между странами, укрепления доверия между ними.

Определение понятия «сертификация» было впервые разработано специальным Комитетом Совета Международной организации по стандартизации (ИСО) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включено в руководство № 2 ИСО (1982г.) «Общие термины и их определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий». Оно сформулировано следующим образом: «Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу».

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Цели сертификации:

- создание условий для деятельности предприятий, предпринимателей, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям в правильном выборе продукции;

- для защиты потребителей от недобросовестности изготовителя;

- для контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;

- для подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

 

Сертификат соответствия – это документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

Знак соответствия (сертификации) – охраняемый законом знак, используемый в соответствии с принятыми правилами системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним.

Сертификат и знак соответствия по форме и содержанию должны соответствовать установленным системой сертификации требованиям и выданы или проставлены согласно действующему порядку.

Законодательной базой проведения сертификации продукции в России является в первую очередь закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Отношения в области сертификации регулируются также законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации. Закон «О защите прав потребителей» регулирует права потребителей, приобретение продукции и услуг надлежащего качества, безопасность их жизни и здоровья, получение информации о продукции и ее изготовителях, государственную и общественную защиту их интересов. По закону потребитель имеет право на то, чтобы продукция при обычных условиях ее использования, при хранении и транспортировке была безопасна для его жизни, здоровья, окружающей среды.

Законом предусматривается, что реализация продукции без сертификата, подтверждающего соответствие продукции установленным требованиям, запрещается. Законом даны полномочия государственным органам управления, оставляющим в пределах своей компетенции контроль за безопасностью продукции, направлять предписания об устранении нарушений требований по безопасности продукции, о снятии с производства и реализации такой продукции, предъявлять иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности продукции. По закону «О защите прав потребителей» Госстандарт России, являясь национальным органом по сертификации продукции и услуг, определяет порядок их сертификации, номенклатуру, подлежащую обязательной сертификации, осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации продукции и услуг.

Закон «О сертификации продукции и услуг» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг в Российской Федерации.

В России может проводиться как обязательная, так и добровольная сертификация. В соответствии с указанным законом Госстандарт устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них, проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия/

На основе вышеуказанных законов Госстандартом России разработаны «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». Этот документ устанавливает цели, принципы, общие правила и рекомендации по проведению обязательной и добровольной сертификации и распространяется на сертификацию продукции. Правилами должны руководствоваться все органы и организации при создании системы сертификации и ее проведении.

При сертификации проверяются характеристики (показатели качества) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:

- провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии;

- полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой продукции.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу сертификации.

В 1994 году введен в действие «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации». В соответствии с этим документом сертификация продукции включает:

- подачу заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке;

- отбор, идентификацию образцов и их испытания;

- оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

- анализ полученных результатов и принятия решения;

- выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

- осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

- корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям.

В России обязательная сертификация распространяется прежде всего на потребительские товары и предусматривает контроль их безопасности. Она затрагивает непосредственные интересы не только изготовителей, продавцов, но и потребителей. Главный вопрос для них – это вопрос о номенклатуре продукции, подлежащей обязательной сертификации. Руководствуясь такой номенклатурой, потребители могут получать информацию о тех товарах, которые подлежат обязательной сертификации и относительно которых им должна быть предоставлена информация о ее проведении (знак соответствия, его копия, указание в товаросопроводительной документации).

 

К основным функциям органа по сертификации относятся:

- проведение сертификации, включая прием и рассмотрение заявок;

- проведение сертификации, принятие решений по заявкам, привлечение испытательных лабораторий органов по сертификации производств и систем качества, если это предусмотрено схемой сертификации, проведение анализа производства, выдача сертификата, регистрация в Государственном реестре;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и взаимодействие с обладателем сертификата;