Введение.
Год
Г.Вельск
Дербин Олег Геннадиевич
Студент 1 курса группы К-11
Боги и верования древних славян.
Р Е Ф Е Р А Т
Среднего профессионального образования Архангельской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство образования и науки Архангельской области
«Вельский экономический техникум»
(ГБОУ СПО АО «ВЭТ»)
Выполнил:
Содержание
. Введение.
. Глава 1 – Градация славянских языческих божеств.
. Глава 2 – Звериные божества.
. Глава 3 – Человекоподобные божества.
. Глава 5 – Божества – чудовища.
. Глава 6 – Древний пантеон.
. Глава 7 - Древние святилища.
. Глава 8 - Жрецы.
. Глава 9 - Погребальные обряды.
. Список используемой литературы.
В славянских сказках встречается множество волшебных
персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых
и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но
в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в
суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что
девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим
голосом.
Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с
различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.
Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского
мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские
племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были
едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными
отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный
при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных
языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он
состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал
действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.
Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших
своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то
довольно скупых. Собственно славянские мифологические тексты не
сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена
в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных
элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и
вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской
мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними
наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами
(мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова")
и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей
(начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых
арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии
дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые
данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти
данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и
содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически
совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам,
святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.),
отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).