Введение.

Год

Г.Вельск

Дербин Олег Геннадиевич

Студент 1 курса группы К-11

Боги и верования древних славян.

Р Е Ф Е Р А Т

Среднего профессионального образования Архангельской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Министерство образования и науки Архангельской области

«Вельский экономический техникум»

(ГБОУ СПО АО «ВЭТ»)

Выполнил:

 

 

Содержание

. Введение.

. Глава 1 – Градация славянских языческих божеств.

. Глава 2 – Звериные божества.

. Глава 3 – Человекоподобные божества.

. Глава 5 – Божества – чудовища.

. Глава 6 – Древний пантеон.

. Глава 7 - Древние святилища.

. Глава 8 - Жрецы.

. Глава 9 - Погребальные обряды.

. Список используемой литературы.

 

 

В славянских сказках встречается множество волшебных

персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых

и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но

в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в

суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что

девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим

голосом.

 

Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

 

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с

различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского

мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские

племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были

едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными

отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный

при Владимире Святославовиче языческий пантеон – собрание основных

языческих богов – также нельзя назвать общеславянским, в основном он

состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал

действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям.

 

Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших

своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то

довольно скупых. Собственно славянские мифологические тексты не

сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена

в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных

элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и

вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской

мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними

наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами

(мифология польских и чешских племен), поучения против язычества ("Слова")

и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей

(начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых

арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии

дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые

данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти

данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и

содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии. Хронологически

совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам,

святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.),

отдельные изображения (Збручский идол и д.р.).