Организация управления финансами предприятия

Инвестиционная деятельность предприятия

 

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, права на интеллектуальную собственность, имущественные права, другие объекты собственности, а субъектами – инвесторы, в качестве которых могут выступать юридические лица, граждане, в том числе иностранные, а также иностранные представители.

Инвестиционная стратегия предприятия представляет собой разработку и обоснование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционная стратегия предприятия разрабатывается на долгосрочный период (3, 5, 7 и более лет), но включает и среднесрочные цели (1-2 года), и краткосрочные (до 1 года), на основе которых вырабатываются конкретные управленческие решения для формирования инвестиционного портфеля и реализации инвестиционных программ и проектов.

Инвестиционный портфель формируется с учетом направлений инвестиционной стратегии и реализует стратегические задания среднесрочного периода. Формирование инвестиционного портфеля представляет собой поиск, оценку и отбор инвестиционных проектов исходя из возможностей и целей предприятия, т.е. из общей экономической стратегии развития предприятия. Прорабатываются возможные сроки и объемы реализации отдельных инвестиционных программ и проектов с учетом конкретизации решений в краткосрочном периоде.

 

 

Тема: Управление финансами предприятия

 

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств и ценных бумаг (финансовых ресурсов).

Финансовая служба предприятия решает следующие задачи:

- обеспечение финансовыми ресурсами процесса производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, развития предприятия;

- исполнение финансовых обязательств перед бюджетом, кредиторами, персоналом и учредителями предприятия;

- разработка и реализация мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств;

- контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов в производстве и реализации инвестиционных проектов.

Финансовая служба предприятия выполняет следующие функции:

- организация финансового планирования, включая разработку текущих и перспективных финансовых планов;

- обеспечение своевременности и полноты расчетов с бюджетом, кредиторами, персоналом и учредителями предприятия;

- контроль за поступлением выручки от реализации продукции, имущества, товаров, работ, услуг;

- анализ финансовой отчетности, целевого использования фондов предприятия и правильности их формирования.

Управлением финансами предприятия – непрерывный организационный процесс, направленные на повышение эффективной деятельности предприятия и использования его финансовых ресурсов. Он включает: анализ финансового состояния предприятия и денежных потоков; разработку мероприятий, обеспечивающих повышение платежеспособности предприятия, сбытовых возможностей и формирование потенциала его развития.

Источником анализа финансового состояния предприятия служат данные бухгалтерского и статистического учета, отчетность предприятия, и в первую очередь данные бухгалтерского баланса.

Финансовый анализ позволяет оценить платежеспособность предприятия на текущий момент, выявить закономерности развития экономических процессов предприятия, изыскать внутренние резервы для оптимизации денежных потоков.

В ходе финансового анализа устанавливается:

- характеристика имущества предприятия (всего активов, стоимость чистых пассивов);

- ликвидность (фактический и допустимый уровни коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, степень задолженности);

- финансовая устойчивость (достаточный и фактический уровни коэффициентов платежеспособности и автономности);

- движение чистой наличности (чистое увеличение текущих активов и погашение ссуд);

- левердж (степень задолженности и ее масштабы как источника, используемого в кредитовании деятельности предприятия, в сопоставлении с собственным капиталом и колебаниями в движении наличности);

- прибыльность (рентабельность продукции, рентабельность оборота, точка безубыточности);

- оборачиваемость оборотных средств (коэффициент оборачиваемости, длительность оборота);

- темп изменения основных показателей эффективности использования ресурсов предприятия.

При изучении финансового состояния предприятия выделяется несколько направлений анализа: финансовых отчетов, структура баланса и динамики изменения его статей, структуры затрат и ресурсов, финансовых результатов деятельности предприятия.

В процессе анализа устанавливаются основные показатели финансового состояния предприятия. Одним из наиболее значимых показателей является платежеспособность. Под платежеспособностью понимают способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Платежеспособным является такое предприятие, у которого активы превышают внешние обязательства.

Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам по мере наступления срока их платежа называется ликвидностью. Слово «ликвидность» означает «легко превращаемый в деньги». Предприятия считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализовав текущие активы. Краткосрочные обязательства – это долги, срок погашения которых не превышает одного года. Когда наступает срок платежа, в наличии у предприятия должно быть достаточно денежных средств для уплаты.

 

 

Тема: Организация учета и отчетности

Система бухгалтерского учета предназначена для формирования информации о результатах и финансовом состоянии всех сфер деятельности субъектов хозяйствования. Бухгалтерский учет призван обеспечить контроль за сохранностью, наличием, движением и использованием ресурсов предприятия (основных фондов, товарно-материальных ценностей и т.д.), за платежной дисциплиной, действием материально-ответственных лиц, а также законностью осуществления хозяйственных операций.

На предприятиях бухгалтерский учет осуществляется специальной службой – бухгалтерией.

Обобщенная информация о результативности функционирования предприятия и отдельных его сфер представлена в отчетности, периодически составляемой бухгалтерской службой предприятия. Отчетность – это документы, содержащие систему показателей, позволяющих определять итоги работы предприятия за конкретный период (месяц, квартал, полугодие, год).

Главная задача бухгалтерской службы – способствовать росту эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Для ее решения должны быть обеспечены:

- возможность получения наиболее полной информации о фактических результатах деятельности предприятия, требуемой на всех уровнях управления;

- контроль за сохранностью средств предприятия, законностью их использования в соответствии с целевым назначением;

- точный учет и своевременность расчетов с бюджетом, учредителями, поставщиками, потребителями и другими кредиторами по отчислениям и платежам;

- правильность и своевременность составления бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерия на предприятии выполняет следующие функции:

- учет товарно-материальных и технических ценностей (основных фондов, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, товаров, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.);

- учет затрат на производство и реализацию продукции;

- учет расчетов по оплате труда с персоналом предприятия (начисления заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное страхование и т.д.);

- учет финансовых операций (движение денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, прочих счетах в банке расчетов с поставщиками, потребителями, прочими кредиторами и т.п.);

- составление бухгалтерской отчетности.

Организация бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси базируется на нижеследующих основных принципах:

1. Государственное регулирования бухгалтерского учета и отчетности, осуществляемое в целях повышения достоверности и своевременности учетно-аналитической информации, а также достижения единообразия в составлении отчетности.

2. Сплошное документирование, двойная запись и инвентаризация, что обеспечивает наиболее достоверное отражение хозяйственных операций предприятий и способствует правильному обобщению информации на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах.

3. Денежное измерение и обеспечение сопоставимости учетных и плановых показателей в соответствии с принятыми методами их исчисления, что позволяет использовать их в экономическом анализе деятельности предприятий.

4. Гибкость и динамичность системы бухгалтерского учета, которые достигаются благодаря рациональному распределению объемов учетной работы, использованию современных экономико-математических методов и моделей, комплектованию бухгалтерских служб высококвалифицированными специалистами, широкому применению средств вычислительной техники и эффективного программного обеспечения.

5. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Доход учитывается в тот момент, когда он заработан, а затраты – в момент, когда они понесены.

6. Принцип неизменности, т.е. в течение года методы ведения бухгалтерского учета не изменяются, что обеспечивает сопоставимость финансовой отчетности.

Хозяйственные операции регистрируются на счетах бухгалтерского учета.

Счет представляет собой способ группирования и отражения текущих изменений в средствах предприятия. Каждому счету в соответствии с Типовым планом счетов присвоен номер. Например: счет 01 «Основные средства», счет 10 «Материалы».

Отражение операций в счетах ведется в денежных измерителях, а в необходимых случаях – в натуральных и трудовых. Все изменения, происходящие со средствами предприятия, представляют собой либо их увеличение, либо уменьшение. С целью раздельного учета увеличения и уменьшения средств счет делится на две части: левая – дебет, правая – кредит. В зависимости от того, что отражается на счетах, они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Структура активного счета в общем виде может быть представлена следующим образом:

 

Дебет Кредит
Остаток на начало периода (дебетовое сальдо) Операции, вызывающие увеличение (+) Остаток на конец периода   Операции, вызывающие уменьшение (–)

 

Структура пассивного счета:

Дебет Кредит
  Операции, вызывающие уменьшение (–) Остаток на начало периода (дебетовое сальдо) Операции, вызывающие увеличение (+) Остаток на конец периода

 

Структура активно-пассивного счета:

Дебет Кредит
Сальдо – задолженность дебиторов на начало периода Погашение задолженности кредиторам, увеличение задолженности дебиторов Сальдо – задолженность на конец периода Сальдо – задолженность кредиторам на начало периода Увеличение задолженности кредиторам, уменьшение задолженности дебиторов Сальдо – задолженность на конец периода

 

По содержанию выделяются следующие виды отчетности: бухгалтерская, статистическая, оперативная и специальная.

 

 

Тема: Анализ хозяйственной деятельности предприятия