Виды и система цен

 

ЦЕНА –это денежная оценка стоимости единицы товара.

Как экономическая категория, цена используется для определения:

· объема производства в стоимостном выражении;

· темпов роста объемов производства

· учета инвестиций, основных и оборотных средств;

· себестоимости изготовления изделия, так как все, из чего сделано изделие (сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие, труд работников, т.д.) имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.

Система цен в народном хозяйстве представляет собой совокупность разных видов цен и тарифов, обслуживающих экономические взаимоотношения различных предприятий, отраслей, населения, а также государства. Система цен состоит из ряда их видов и разновидностей.

Классификации цен:

· в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются (или в зависимости от обслуживаемого оборота):

1. отпускная цена предприятия - изготовителя – это цена, применяемая на рынке в расчетах между предприятием-изготовителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Они устанавливаются с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и др. факторов.

Онабывает свободная и регулируемая. (см. ниже)

2. Оптовая цена– формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям- покупателям. Эта цена является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.

3. Розничная цена– это регулируемая или свободная цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий, на рынках.

По своей структуре она включает отпускную цену предприятия –изготовителя, оптовую надбавку, торговую надбавку.

 

· по способу установления:

1. регулируемые цены –это цены, которые подвержены различным ограничениямсо стороны соответствующих гос. органов, осуществляющих регулирование ценообразования (это -предельные, декларируемые, регистрационные, фиксированные цены - см.ниже).

 

2. Свободные (договорные) цены – устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей; они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Они формируются под воздействием спроса и предложения на товар, налогов, уровня прибыли, согласованного с покупателями в зависимости от качества продукции, спроса на нее и конъюнктуры рынка.

· в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения:

1. оптовые цены на продукцию промышленности

2. цены на строительную продукцию

3. закупочные цены на с/х продукцию

4. тарифы грузового и автомобильного транспорта

розничные цены

5. тарифы на платные услуги населению

6. цены обслуживающие внешнеторговый оборот