Виды и система цен
ЦЕНА –это денежная оценка стоимости единицы товара.
Как экономическая категория, цена используется для определения:
· объема производства в стоимостном выражении;
· темпов роста объемов производства
· учета инвестиций, основных и оборотных средств;
· себестоимости изготовления изделия, так как все, из чего сделано изделие (сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие, труд работников, т.д.) имеет цену. При помощи цен возмещаются затраты на изготовление и реализацию продукции.
Система цен в народном хозяйстве представляет собой совокупность разных видов цен и тарифов, обслуживающих экономические взаимоотношения различных предприятий, отраслей, населения, а также государства. Система цен состоит из ряда их видов и разновидностей.
Классификации цен:
· в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются (или в зависимости от обслуживаемого оборота):
1. отпускная цена предприятия - изготовителя – это цена, применяемая на рынке в расчетах между предприятием-изготовителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Они устанавливаются с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и др. факторов.
Онабывает свободная и регулируемая. (см. ниже)
2. Оптовая цена– формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям- покупателям. Эта цена является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.
3. Розничная цена– это регулируемая или свободная цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий, на рынках.
По своей структуре она включает отпускную цену предприятия –изготовителя, оптовую надбавку, торговую надбавку.
· по способу установления:
1. регулируемые цены –это цены, которые подвержены различным ограничениямсо стороны соответствующих гос. органов, осуществляющих регулирование ценообразования (это -предельные, декларируемые, регистрационные, фиксированные цены - см.ниже).
2. Свободные (договорные) цены – устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей; они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Они формируются под воздействием спроса и предложения на товар, налогов, уровня прибыли, согласованного с покупателями в зависимости от качества продукции, спроса на нее и конъюнктуры рынка.
· в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения:
1. оптовые цены на продукцию промышленности
2. цены на строительную продукцию
3. закупочные цены на с/х продукцию
4. тарифы грузового и автомобильного транспорта
розничные цены
5. тарифы на платные услуги населению
6. цены обслуживающие внешнеторговый оборот