Механизм ценообразования в рыночной экономике, его сущность.

 

Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования. Она призвана обеспечивать эквивалентный обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности в их продукции и платежеспособного спроса потребителей на нее.

При изучении темы необходимо, прежде всего, рассмотреть сущность механизма ценообразования как основы формирования и становления рыночных отношений.

Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества).

Объектом регулирования в механизме ценообразования выступают системы цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать юридические лица и предприниматели, республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования должны соблюдать следующие принципы ценообразования:

§ Определение основ государственной политики в области ценообразования;

§ Сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

§ Разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен (тарифов);

§ Установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получения достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, и осуществления других мер государственной поддержки;

§ Государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установление нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Функции цены:

· информационная –распространяет сведения о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках и др.;

· учетная функция цены - учитывает затраты на производство и реализацию изделия;

· стимулирующая функция цены - цены либо заинтересовывают предприятие в выпуске продукции, либо наоборот подталкивают к снятию ее с производства. Это происходит когда действующие на рынке цены возмещают расходы и обеспечивают прибыль, если цены не возмещают расходы, то предприятие убыточно. Если цены возмещают расходы, но не обеспечивают прибыль, предприятие не будет иметь источника финансирования предприятия.

 

ц > Из р > 0

ц = И р = 0

ц < И р < 0

· регулирующая выражается в том, что регулирует спрос по отдельным видам товара;

· распределительная - заключается в перераспределении части валового дохода м/д. предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.