План производства и реализации продукции.

Анализ рынка предоставлен в бизнес плане в разделе план маркетинга и является началом для составления плана производства продукции.

Производственная программа – это обоснованный в бизнес плане, план выпуска продукции на определённый период (год, квартал).

Производственная программа состоит из трёх разделов:

1. План производства продукции в натуральном выражении;

2. План производства продукции в стоимостном выражении;

3. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.

При разработке плана производства предприятия соблюдаются следующие условия:

1. Максимальное использование имеющегося оборудования, трудовых и материальных ресурсов;

2. Обеспечение продукции заказами либо свободным спросом;

3. Согласовывать по кооперированным поставкам;

4. Конкурентоспособность продукции на рынке.

План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых измерителях. Натуральные и условно-натуральные измерители формируют номенклатуру и ассортимент продукции. Стоимостными показателями выпуска продукции являются:

· Товарная (изготовленная) продукция включает:

- объём выпуска готовых изделий принятых ОТК и сданных на склад;

- продукция вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону, услуги оказываемые населению. Специальное оборудование, изготовленное на предприятии для собственных нужд и зачисленное в свои основные фонды.

 

, где

- готовая продукция, предназначенная для реализации на сторону;

- готовая продукция, предназначенная для удовлетворения собственных нужд производственного и не производственного характера.

 

Объём товарной продукции исчисляется в действующих отпускных ценах, исключая сумму косвенных налогов. Плановый показатель товарной продукции используется для расчёта плановой себестоимости и прибыли.

· Реализованная продукция (объём продаж) – это отгружаемая предприятием продукция, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими. Объём реализуемой продукции исчисляется в действующих отпускных ценах и является основой для расчёта фактической прибыли.

 

, где

- объём товарной продукции по плану;

- остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода;

- остатки нереализованной продукции на конец периода.

 

· Поставки по договорам -объём поставок рассчитывается по отпускной цене предприятия.

· Валовая продукция. Это вся продукция, произведенная предприятием, независимо от степени её готовности. Определяется по формуле:

 

, где

- остатки незавершённого производства на начало планируемого периода (полуфабрикаты);

- остатки незавершённого производства на конец планового периода;

- объём товарной продукции.

 

· Чистая продукция. Характеризует вновь созданную стоимость и представляет собой часть цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальные нужды и прибыль.

 

, где

- заработная плата;

- отчисления на социальные нужды;

- прибыль.

 

, где

- товарная продукция;

- материальные затраты;

- амортизация.

 

· Условно чистая продукция. Характеризует вновь созданную стоимость, но при её расчёте учитываются амортизационные отчисления.

 

;

 

.

 

· Валовой оборот. Это стоимость всех видов продукции предприятия не зависимо от того, отпущена ли она на сторону или использована для дальнейшей обработки на данном предприятии.

 

, где

- валовый оборот;

- стоимость продукции вырабатываемой основными цехами;

- стоимость продукции вырабатываемой вспомогательными цехами;

- стоимость услуг обслуживающих цехов.

 

План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных и трудовых измерителях. Условно-натуральные измерители – это количественное выражение разнообразной по типоразмерам продукции приведённой к одному виду, принятому за базу.

 

5.Производственная мощность предприятия.

 

Производственная мощность предприятия (ПМ) – это максимально возможный выпуск продукции в плановой номенклатуре при полном использовании производственного оборудования и площадей в соответствии с установленным режимом работы предприятия. Измеряется в тех же единицах что и план производства.

Основные факторы, определяющие величину производственной мощности:

1. Количество и характер применяемого технологического оборудования и его производительность.

2. Эффективный фонд времени эксплуатации оборудования при принятом режиме работы предприятия.

3. Трудоёмкость изготавливаемой продукции.

 

ПМ – величина расчётная, и под воздействием перечисленных факторов изменяется. Расчёт ПМ производится по двум методам:

1. На основе эффективного фонда времени работы и трудоёмкости продукции.

2. На основе эффективного фонда времени работы оборудования и его работы.

 

Выбытие ПМ происходит по следующим причинам:

1. Износ оборудования;

2. Уменьшение часов работы оборудования;

3. Изменение номенклатуры или трудоёмкости продукции;

4. Окончание срока лизинга оборудования.

 

Расчёт ПМ ведётся по всем цехам в следующей последовательности:

1. По агрегатам и группам технологического оборудования:

 

, где

- производительность агрегата.

 

2. Производственная мощность участка:

 

, где

- количество станков.

 

3. Производственная мощность цеха определяется по ведущему участку.

4. ПМ предприятия рассчитывается по ведущему цеху.


При расчёте ПМ исходят из имеющегося оборудования и площадей, передовой организации производства, режима работы предприятия. В самом общем виде производственная мощность определяется по формуле:

 

, где

- производственная мощность часовая;

- количество основного оборудования (ведущего);

- годовой эффективный фонд времени единицы оборудования.

Мощность не является величиной постоянной, она изменяется.

Различают три вида производственной мощности:

1. Входная ПМ – это мощность на начало планового периода (на 1 января). Определяется на основе имеющегося оборудования ().

2. Выходная ПМ – это мощность на конец планового периода.

 

, где

- вновь введённая ПМ;

- выбывшая ПМ.

 

3. Среднегодовая действующая ПМ – это ПМ, которая располагает предприятия для выпуска продукции в течении года с учётом времени ввода или выбытия ПМ.

 

.

Увеличение ПМ возможно за счёт ввода новых цехов, реконструкции, технического перевооружения, изменения трудоёмкости, увеличения часов работы оборудования.

Для расчёта ПМ необходимы следующие данные: плановый фонд времени работы одного станка, количество оборудования, производительность оборудования, трудоёмкость производственной программы и достижения процента норм выработки.

Показатели использования ПМ.

1. Коэффициент использования ПМ – определяется как отношение годового объёма производства товарной продукции к среднегодовой ПМ.

Оптимальное значение:.

2. Коэффициент загрузки оборудования.

, где

- количество изделий по принятой мощности;

- трудоёмкость продукции на данном оборудовании;

- эффективный фонд времени работы оборудования.

 

Эффективное использование ПМ является важнейшей задачей предприятия. Решение этой задачи означает увеличение производства необходимой продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала, более полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.

Для улучшения использования и дальнейшего наращивания производственных мощностей необходимо:

· Сокращать внутрисменные и целосменные простои парка основного технологического оборудования;

· Уменьшать количество излишнего оборудования и быстро вовлекать в производство неустановленное оборудование;

· Повышать фондоотдачу путем внедрения новых, более прогрессивных средств труда и технологии;

· Модернизировать действующий парк основного технологического оборудования;

· Совершенствовать структуру основных производственных фондов.

 

 

Тема: Сетевое планирование и управление