Виды планирования

Принято выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическоепланирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе такого планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования и определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.

Оперативно-производственноепланирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.

 

Классификация планирования:

1. По содержанию планов – организационно-технологическое, социально-трудовое, финансово-инвестиционное и др.Каждый из этих планов предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты.

2. По уровню управления в зависимости от структуры предприятия принято различать фирменное, корпоративное, заводское или иное планирование с соответствующей системой планов.

3. По методам обоснования- рыночное, индикативное и директивное.

Рыночное планирование основывается на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги.

Индикативное планирование – это государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

Директивное (централизованное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры, сроков поставки товаров и др.

4. По времени (долгосрочное (5-10 лет), среднесрочное (от 3 до 5 лет) и краткосрочное(от 1 до 3 лет).

5. По объёму планирования (план предприятия, цеха, отдела, участка рабочих мест).

6. По видам документов (план, программа, проект, прогноз, задание, заказ, рабочих мест).

7. По методу планирования (баланс и норматив).

8. По предмету планирования (объём продаж в натуральном и стоимостном выражении, численность рабочих и оплаты труда, основной капитал и амортизация, расходы и доходы).

9. По видам:

· Стратегическое – разрабатывается стратегия предприятия и устанавливаются его основные цели (10-15 лет);

· Тактическое – предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды).

· Оперативное – выбор средств на решение задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия (план разработки на квартал, месяц, декаду).

· Нормативное – предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей предприятия и не имеет временных границ.

 

3.Бизнес- план предприятия.

Все предприятия сталкиваются с проблемой привлечения инвесторов и инвестиций, так как собственных средств не достаточно, нужны кредиты, поэтому, чтобы объединить потенциал инвесторов предоставляются кредиты, разрабатываемые бизнес планом предприятия.

Бизнес план – это технико-экономическе обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях.

Функции бизнес плана:

1. Определяется стратегия развития производств и реализации продукции.

2. Выполняет функции планирования.

3. Позволяет привлечь дополнительные кредиты, что позволяет закупить новые технологии.

4. Определяет основные направления, изменения структуры предприятий, компетентных исполнителей.

Содержание и объём бизнес плана зависит от различных факторов: размеров предприятия, полноты составных частей и назначения.

Структура бизнес плана:

Бизнес план состоит:

1. Титульный лист;

2. Резюме;

3. Описание (описывается основной товар, потребности рынка, оценивается объём продаж и составляется план по маркетингу и реализации товара и план инноваций);

4. Производство продукции (производство мощности, производственный цикл, производственный график выпуска продукции);

5. Организационный план и организационная структура предприятия;

6. Персонал (потребность, численность);

7. Оценка риска и страхования;

8. Юридический план, описываются формы правовой собственности, статус предприятия, разрабатываются юридические документы (расходы и доходы);

9. Издержки, анализируемые себестоимость и прибыль, составляется финансовый план, где показана прибыль и убытки предприятия;

10. Готовятся сопроводительные документы.