Виды планирования
Принято выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.
Технико-экономическоепланирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе такого планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования и определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.
Оперативно-производственноепланирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.
Классификация планирования:
1. По содержанию планов – организационно-технологическое, социально-трудовое, финансово-инвестиционное и др.Каждый из этих планов предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты.
2. По уровню управления в зависимости от структуры предприятия принято различать фирменное, корпоративное, заводское или иное планирование с соответствующей системой планов.
3. По методам обоснования- рыночное, индикативное и директивное.
Рыночное планирование основывается на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги.
Индикативное планирование – это государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.
Директивное (централизованное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры, сроков поставки товаров и др.
4. По времени (долгосрочное (5-10 лет), среднесрочное (от 3 до 5 лет) и краткосрочное(от 1 до 3 лет).
5. По объёму планирования (план предприятия, цеха, отдела, участка рабочих мест).
6. По видам документов (план, программа, проект, прогноз, задание, заказ, рабочих мест).
7. По методу планирования (баланс и норматив).
8. По предмету планирования (объём продаж в натуральном и стоимостном выражении, численность рабочих и оплаты труда, основной капитал и амортизация, расходы и доходы).
9. По видам:
· Стратегическое – разрабатывается стратегия предприятия и устанавливаются его основные цели (10-15 лет);
· Тактическое – предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды).
· Оперативное – выбор средств на решение задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия (план разработки на квартал, месяц, декаду).
· Нормативное – предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей предприятия и не имеет временных границ.
3.Бизнес- план предприятия.
Все предприятия сталкиваются с проблемой привлечения инвесторов и инвестиций, так как собственных средств не достаточно, нужны кредиты, поэтому, чтобы объединить потенциал инвесторов предоставляются кредиты, разрабатываемые бизнес планом предприятия.
Бизнес план – это технико-экономическе обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях.
Функции бизнес плана:
1. Определяется стратегия развития производств и реализации продукции.
2. Выполняет функции планирования.
3. Позволяет привлечь дополнительные кредиты, что позволяет закупить новые технологии.
4. Определяет основные направления, изменения структуры предприятий, компетентных исполнителей.
Содержание и объём бизнес плана зависит от различных факторов: размеров предприятия, полноты составных частей и назначения.
Структура бизнес плана:
Бизнес план состоит:
1. Титульный лист;
2. Резюме;
3. Описание (описывается основной товар, потребности рынка, оценивается объём продаж и составляется план по маркетингу и реализации товара и план инноваций);
4. Производство продукции (производство мощности, производственный цикл, производственный график выпуска продукции);
5. Организационный план и организационная структура предприятия;
6. Персонал (потребность, численность);
7. Оценка риска и страхования;
8. Юридический план, описываются формы правовой собственности, статус предприятия, разрабатываются юридические документы (расходы и доходы);
9. Издержки, анализируемые себестоимость и прибыль, составляется финансовый план, где показана прибыль и убытки предприятия;
10. Готовятся сопроводительные документы.