Сущность , принципы и задачи планирования.

Организация и содержание государственного регулирования промышленности

 

Важнейшим звеном системы государственного регулирования промышленности является организационная структура, т.е. органы управления, сформированные по отраслевому и территориальному принципам.

Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением соответствующим органам управления, а деятельность предприятий, основанных на частной форме собственности, - преимущественно законодательством и экономическими методами.

Система государственного регулирования промышленности обеспечивает реализацию государственной промышленной политики и может рассматриваться как главный фактор развития промышленного производства в республике.

Проведение промышленной политики государства на товарных рынках республики и селективная поддержка отраслей предприятий промышленности должны обеспечивать:

- рост промышленного производства и повышение его эффективности;

- воспроизводство и эффективность инновационно-инвестиционной деятельности в отрасли;

- положительные социальные и экологические результаты.

В системе государственного регулирования промышленности центральное место занимают прогнозирование, планирование и программирование.

Прогнозирование отрасли позволяет определять основные направления ее развития с выделением важнейших аспектов деятельности.

Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является системность, которая позволяет рассматривать отрасль как составную часть общественного производства, его подсистему.

Основной объект прогнозирования промышленности – потребность в продукции отрасли и производственных ресурсах.

В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в промышленной продукции является нормативный метод.

Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы – балансы важнейших видов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, производственных мощностей.

Следующей важнейшей сферой государственного регулирования промышленности республики является структурная перестройка. Она должна преобразовать промышленность в отрасль, которая может обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков.

Действенным инструментом государственного регулирования промышленности выступают налоги, призванные выполнять три основные функции: стимулирующую, распределительную и фискальную. С помощью налогов государство осуществляет структурную перестройку экономики, содействует развитию экспорта, стимулирует развитие и переоснащение производства, деятельность предприятия по закупке ценных бумаг, участие в совместных предприятиях по закупке ценных бумаг, участие в совместных предприятиях, содействует развитию малого бизнеса и т.д.

Главным ресурсом развития промышленности республики выступают инновация, обеспечивающие изменения в технологической сфере отрасли.

Важной задачей государственного регулирования становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов. Для этого используются всевозможные формы и методы стимулирования: налоговые льготы, дотации, инвестиционные кредиты, льготы по пошлинам, тарифам, валютным отчислениям и др.

В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населения, используется государственный заказ. Порядок формирования и размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Размещение государственных заказов на поставку продукции проводится путем организации торгов, конкурсов, аукционов.

 

 

Тема:Планирование хозяйственной деятельности предприятия.

Устойчивое финансовое положение предприятия, совершенствование и развитие производства можно обеспечить на основе планирования. Существенное планирование заключается в научной разработке и воплощении в жизнь мероприятий, определяемые направление и темпы развития производства.

Планированиепредставляет собой научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов.

Задачи планирования:

1. Выявление потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием.

2. Увеличение объёмов продаж.

3. Обеспечение сбалансированного роста производства.

4. Увеличение прибыли, рентабельности производства и продаж.

5. Снижение издержек производства на основе рационального роста производства ресурсов.

6. Повышенные конкурентоспособности продукции за счёт повышения её качества и снижения цен на него.

Принципы планирования:

.

1. Непрерывность планирования - обеспечение сочетания и взаимоувязки, долгосрочных и краткосрочных планов.

2. Необходимости – обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности

3. Гибкости – предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей.

4. Оптимальности - достигается разработкой альтернативных вариантов решения производственно-технических задач.

5. Точности – определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

6. Участия – предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования.

7. Единства – предполагает разработку общего или сводного плана социально-экоомического развития предприятия

8. Эффективности – требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Методы планирования:

1. Балансный метод – субъекты хозяйствования осуществляются разработкой следующих видов балансов:

a) Материальные;

b) Трудовые;

c) Финансовые.

2. Нормативный метод – для разработки планов используется система норм и нормативов. Технико-экономические нормы и нормативы распределяются на следующие виды:

a) Нормы затрат живого труда;

b) Нормы материальных затрат;

c) Нормативы исполнения орудий труда;

3.Сетевой метод;

4.Програмно-целевой метод. При разработке новых проектов, где учитывается много нюансов;

5.Экономико-математические методы.