Функции государства в системе государственного регулирования экономики

 

Функции государства можно разделить на две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Сюда следует отнести создание и поддержание правовой базы (защита прав собственности, законодательное регулирование взаимоотношений потребителей, производителей, наемных работников, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство как бы определяет, поддерживает и обеспечивает соблюдение определенных правил «рыночной игры».

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, которые направлены на стабилизацию экономических процессов, обеспечивает экономический рост, социальную справедливость и влияют на инфляционные процессы и т.д.

Важнейшие функции государства:

1) Защита экономического правопорядка и экономической безопасности. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования наряду с пресечением самых грубых силовых форм нанесения ущерба. Государство не должно допускать нарушения норм и правил поведения на рынке, руководствуясь критериями общественного блага.

2) Целевая функция. Предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

Можно выделить генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.

Генеральная цель государственного регулирования экономики – экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

Достижение генеральной цели обеспечивает большое количество конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют «дерево целей».

Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах формируются в виде многоугольников:

- треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

- четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);

- пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

- шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).

Формирование «дерева целей» социально-экономического развития страны должно исходить из определенной цели и обеспечивать соблюдение интересов всего общества и государственной власти.

Вторая сторона формирования целей связана с государственной властью и реальными трудностями в развитии экономики.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что находит отражение в прогнозных и программных документах страны.

Важнейшими функциями государства являются:

- направляющая и координирующая, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей в общественном разделении труда;

- распределительная и перераспределительная, связанные, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества субъектов, с распределением дефицитных ресурсов. Основным инструментом реализации этой функции является налоговая политика и бюджетное регулирование;

- стимулирующая, связанная с активизацией движущих сил развития общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и т.д.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

- контрольная, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе хозяйственной деятельности.