Показатели рентабельности

Показатели рентабельности продукции, производства, капитала, продаж

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Показатель рентабельности Формула счета Назначение
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства (Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции) ∙ 100% (Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции) ∙ 100% (Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств) ∙ 100% Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия
Рентабельность реализации (продаж) (Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации) ∙ 100% Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов (Прибыль / Текущие активы) ∙ 100% (Прибыль / Совокупные активы) ∙ 100% (Прибыль / Чистые активы) ∙ 100% Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов
Рентабельность собственного капитала (Балансовая (чистая) прибыль / Собственный капитал) • 100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 11.9– 11.12.

Рис. 11.9 - Взаимосвязь показателей рентабельности активов предприятия

В аналитической работе часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.


 

Рис 11.11 - Схема взаимосвязи показателей рентабельности собственности капитала


Рис. 11.12 – Рентабельность реализации (продаж)