Показатели рентабельности
Показатели рентабельности продукции, производства, капитала, продаж
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Показатель рентабельности | Формула счета | Назначение |
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства | (Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции) ∙ 100% (Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции) ∙ 100% (Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств) ∙ 100% | Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия |
Рентабельность реализации (продаж) | (Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации) ∙ 100% | Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации |
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов | (Прибыль / Текущие активы) ∙ 100% (Прибыль / Совокупные активы) ∙ 100% (Прибыль / Чистые активы) ∙ 100% | Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов |
Рентабельность собственного капитала | (Балансовая (чистая) прибыль / Собственный капитал) • 100% | Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит |
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 11.9– 11.12.
Рис. 11.9 - Взаимосвязь показателей рентабельности активов предприятия
В аналитической работе часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.
Рис 11.11 - Схема взаимосвязи показателей рентабельности собственности капитала
Рис. 11.12 – Рентабельность реализации (продаж)