Конкурентоспособность предприятия
Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.
Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:
· конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
· оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель;
· конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.
Всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия возможно подразделить на:
· внешние;
· внутренние.
Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:
· потенциал маркетинговых служб;
· научно-технический потенциал;
· производственно-технологический потенциал;
· финансово-экономический потенциал;
· кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав);
· эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
· уровень материально-технического обеспечения;
· условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
· уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
· подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
· эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
· уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
· уровень сервисного и гарантийного обслуживания.
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под внешними факторами понимаются:
· меры государственного воздействия:
· экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);
· административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
· основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);
· деятельность общественных и негосударственных институтов;
· деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
Таким образом:
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Основными показателями качества являются: функциональная пригодность, надежность, эргономичность, эстетичность, технологичность, ресурсопотребление, безопасность, экологичность.
Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Стандарт – нормативный документ по стандартизации, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом, в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации.
Конкурентоспособность предприятия - это способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не ниже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.
Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия.
Резервы повышения конкурентоспособности предприятия – это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами.
Тема 7. Основные средства предприятия
· Основные фонды предприятия.
· Износ и амортизация основных фондов.
· Аренда и лизинг имущества.
· Показатели эффективности использования основных фондов.
Основные фонды – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.
К основным фондам относятся средства труда со сроком службы более 12 месяцев.
Основные фонды делятся на производственные и непроизводственные:
· Промышленно-производственные основные фонды:
· Здания;
· Сооружения;
· Передаточные устройства;
· Машины и оборудование;
· Транспортные средства;
· Инструмент;
· Производственный инвентарь;
· Хозяйственный инвентарь;
· Рабочий и продуктивный скот;
· Многолетние насаждения;
· Прочие основные фонды;
· Непроизводственные основные фонды:
· Объекты культурно-бытового назначения;
· Клубы;
· Детские сады, ясли;
· Здравпункты;
· Профилактории;
· Учебные заведения;
· Бани, сауны, бассейны;
· Прочие;
Кроме того, промышленно-производственные основные фонды можно разделить на:
· Активная часть фондов
· Машины и оборудование;
· Транспортные средства;
· Инструмент;
· Другие фонды;
· Пассивная часть фондов
· Здания;
· Сооружения.
Рис 7.1 – Структура основных производственных фондов промышленности на 1.01.2000 г., %
Учет и оценка основных фондов осуществляется в натуральной и денежной формах. Денежная форма учета основных фондов ведется по следующим направлениям (рис. 6.3).
Рис.7.2 – Денежная оценка основных фондов
Основные фонды действуют в процессе производства в течение длительного времени, сохраняя при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму, и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.
Кругооборот стоимости основных фондов представлен на рис. 6.4.
Рис 7.3 – Кругооборот стоимости основных фондов