Конкурентоспособность предприятия

 

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

· конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);

· оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель;

· конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия возможно подразделить на:

· внешние;

· внутренние.

Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

· потенциал маркетинговых служб;

· научно-технический потенциал;

· производственно-технологический потенциал;

· финансово-экономический потенциал;

· кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав);

· эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

· уровень материально-технического обеспечения;

· условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

· уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

· подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

· эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;

· уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;

· уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами понимаются:

· меры государственного воздействия:

· экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);

· административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

· основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

· деятельность общественных и негосударственных институтов;

· деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Таким образом:

Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Основными показателями качества являются: функциональная пригодность, надежность, эргономичность, эстетичность, технологичность, ресурсопотребление, безопасность, экологичность.

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом, в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации.

Конкурентоспособность предприятия - это способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не ниже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия.

Резервы повышения конкурентоспособности предприятия – это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами.


Тема 7. Основные средства предприятия

 

· Основные фонды предприятия.

· Износ и амортизация основных фондов.

· Аренда и лизинг имущества.

· Показатели эффективности использования основных фондов.

 

Основные фонды – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

К основным фондам относятся средства труда со сроком службы более 12 месяцев.

Основные фонды делятся на производственные и непроизводственные:

· Промышленно-производственные основные фонды:

· Здания;

· Сооружения;

· Передаточные устройства;

· Машины и оборудование;

· Транспортные средства;

· Инструмент;

· Производственный инвентарь;

· Хозяйственный инвентарь;

· Рабочий и продуктивный скот;

· Многолетние насаждения;

· Прочие основные фонды;

· Непроизводственные основные фонды:

· Объекты культурно-бытового назначения;

· Клубы;

· Детские сады, ясли;

· Здравпункты;

· Профилактории;

· Учебные заведения;

· Бани, сауны, бассейны;

· Прочие;

Кроме того, промышленно-производственные основные фонды можно разделить на:

· Активная часть фондов

· Машины и оборудование;

· Транспортные средства;

· Инструмент;

· Другие фонды;

· Пассивная часть фондов

· Здания;

· Сооружения.

 

Рис 7.1 – Структура основных производственных фондов промышленности на 1.01.2000 г., %

 

Учет и оценка основных фондов осуществляется в натуральной и денежной формах. Денежная форма учета основных фондов ведется по следующим направлениям (рис. 6.3).

 

Рис.7.2 – Денежная оценка основных фондов

 

Основные фонды действуют в процессе производства в течение длительного времени, сохраняя при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму, и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Кругооборот стоимости основных фондов представлен на рис. 6.4.

Рис 7.3 – Кругооборот стоимости основных фондов