Политика предприятия в области качества
Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные и документально оформленные высшим руководством в виде системы качества. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 6.2)
Рис 6.2 – Схема управления качеством продукции
Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству и направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.
Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов в целях получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Стандарты серии 9000, содержащие требования к системе качества:
· ИСО 9000-94 «Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества». Основное назначение стандарта – помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000
· ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»
· ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании»
· ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»
Особенности управления качеством продукции
Американский опыт управления качеством | Японский опыт управления качеством | Европейский опыт управления качеством |
1. Жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики | 1. Широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии | 1. Законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества |
2. Внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов | 2. Высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством | 2. Гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации |
3. Совершенствование управления фирмой в целом | 3. Максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала | 3. Создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных производить работы по сертификации продукции и системам качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д. |
Борьба за качество продукции в настоящее время привела к сближению уровней качества, достигнутых различными странами, этому способствовала выработка единых подходов – принципов всеобщего управления качеством (TQM).