Качество продукции
Тема 6. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия.
· Понятие и показатели качества продукции.
· Политика предприятия в области качества. Система качества.
· Конкурентоспособность предприятия.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79).
Согласно международному стандарту ИСО 8402.1994, качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), j относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как характеристика – свойство – качество.
Характеристика – это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, ма-| тематической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально.
Свойство продукции представляет собой объективную осо-снность продукции, которая может проявляться при ее со-чдании, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции выражаются показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, образующих качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Различают следующие показатели качества (рис. 7.1).
Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Классификация оценочных показателей представлена на рис. 6.1.
Рис. 6.1 – Структура показателей качества
Оценочные показатели качества | |||||||||||||||||||
Функциональные показатели | Ресурсосберегающие | Природоохранные | |||||||||||||||||
Показатели надежности | Показатели функциональной пригодности | Показатели эргономичности | Показатели эстетичности | Показатели технологичности | Показатели ресурсопотребленияия | Показатели безопасности | Показатели экологичности | ||||||||||||
Показатели безотказности | Показатели ремонтопригодности | Показатели долговечности | Показатели восстанавливаемости | Показатели сохраняемости | Показатели гигиеничности | Показатели антропометричности | Физиологические и психофизииолгические показатели | Психологические показатели | Художественная выразительность | Рациональность формы | Целостность композиции | Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного знака | В сфере производства | В сфере применения продукции | Показатели травмоопасности, взрывоопасности и т.п. | При производстве, монтаже, потреблении, эксплуатации, хранении, утилизации | |||