Тема 8 Порядок формирования бюджета природной деятельности.
Платежи за выбросы
- платежи за выбросы стационарны источников загрязнения.
n
П1 = å(Mni + M'ni*Kn)*Hvi*Kнас*Kф
i=1
П1 – величина платежа за выбросы стационарными источниками загрязнения,грн.
Mni – объем выбросов i-того загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.
M’ni – объем выбросов i-того загрязняющего вещества сверх установленного лимита, т.
Kn – коэффициент кратности выбросов (обычно Kn = 5).
Nvi – норматив платы за выбросы за 1 т загрязняющего вещества, грн.
Kнас – коэффициент, учитываемый численность населения, табл. 4
Kф – коэффициент, учитывающий значение населенного пункта для, для экономики.
- платежи за выбросы передвижными источниками:
N
П2 = å Mni * Hvi * Kнал*Kф
i=1
где Mni – объём выбросов загрязняющего вещества передвижными источниками загрязнения (объём использованного топлива i – го вещества);
Hбi – норматив сборов за 1т. i – го использованного топлива.
- платежи за сбросы.
N
П3 = Σ ( Mni + M'ni · Kn ) Hбi · Kрб , где
i=1
где Mni - объём сбросов i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;
M'ni – объём сбросов i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита;
Hбi – региональный коэффициент, учитывающий территориальные особенности водного объекта.
- платежи за размещение отходов.
N
П4 = Σ ( Mni + M'ni · Kn ) Hбi · Kт · Kо
i=1
где Mni - объём размещения i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;
M'ni – объём размещения i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита;
Hбi – норматив сбора за размещение i-го загрязняющего вещества;
Kn - коэффициент кратности;
Кт – коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов;
Kо - коэффициент, учитывающий оборудование, установленное на месте размещения отходов.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия сталкиваются с необходимостью согласования двух интересов: с одной стороны это стремление к увеличению прибыли, росту масштаба деятельности, а с другой стороны – необходимость обеспечения природного равновесия.
Основным экономическим инструментом согласования интересов является платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.
Эти платежи носят как фискальный, так и распределительный характер.
Распределительный характер – обеспечивает оптимальное соотношение использования природных ресурсов и платежами.
Фискальный – налог.
С учётом приоритетности решаемых задач можно выделить :
1. Стратегические ;
2. Тактические.
Тактические действия предприятия и государства направлены на решение обострившихся экологических проблем, высокая приоритетность, которая обоснована известным риском для здоровья. Решаются на протяжении 1- 3 лет.
Стратегические действия характеризуются длительным промежутком времени для достижении глобальной цели и включает несколько взаимосвязанных действий:
Действие 1 – прогнозирование – предварительная оценка состояния окружающей среды. Через некоторое время основной трудностью является выбор приоритетного показателя, на основе которого будет устанавливаться прогноз.
В обычной практике используются следующие показатели: валовые выбросы и сбросы на единицу выпускаемой продукции.
Для выявления потребностей в инвестициях прогнозирующиеся затраты на улавливание и обезвреживание единицы валовых выбросов и отбросов.
В результате этих операций можно определить размеры бюджета на поддержание уровня ПДК, ПДВ, ПДС или приближенных к ним практических значений. Действия и разработка прогнозов отдельных социально-экономических параметров населенных пунктов.
3. Основание приоритетности мероприятий по охране ОС по нескольким критериям.
Недостатки:
заболеваемость: общая, детская, возрастная и профессиональная.
4. Обоснование ресурсных источников формирования бюджета по охране ОС (платежи за использование ПР и загрязнение ОС, штрафы, экологические налоги, благотворительные фонды).
5. Экологическое страхование.
Рассмотренные положения относительно к порядку формирования бюджетных фондов природоохранной деятельности.
В соответствии со ст. 47 Закона “Об охране ОПС” регламентируется порядок создания внебюджетных фондов по охране ОС. Они создают за счет:
· платежей за загрязнение ОПС;
· денежных взысканий за нарушение норм и правил охраны ОС;
· целевых взносов;
· поступления от продажи конфискованного имущества, явившегося пределом экологического правонарушений.
В соответствии со ст. 43 и 44 Закона “Об охране ОПС” платежи за использование ПР, выбросы и сбросы в пределах установленного lim относятся на себестоимость готовой продукции, а платежи за сверхлимитное использование ПР, за выбросы и сбросы, штрафы за снижение экологического качества продукции и за ущерб изымаются с прибыли предприятия.
Схема : Порядок формирования местных и госбюджетов на охрану ОС
|