Тема 8 Порядок формирования бюджета природной деятельности.

Платежи за выбросы

- платежи за выбросы стационарны источников загрязнения.

n

П1 = å(Mni + M'ni*Kn)*Hvi*Kнас*Kф

i=1

П1 – величина платежа за выбросы стационарными источниками загрязнения,грн.

Mni – объем выбросов i-того загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.

M’ni – объем выбросов i-того загрязняющего вещества сверх установленного лимита, т.

Kn – коэффициент кратности выбросов (обычно Kn = 5).

Nvi – норматив платы за выбросы за 1 т загрязняющего вещества, грн.

Kнас – коэффициент, учитываемый численность населения, табл. 4

Kф – коэффициент, учитывающий значение населенного пункта для, для экономики.

- платежи за выбросы передвижными источниками:

N

П2 = å Mni * Hvi * Kнал*Kф

i=1

 

где Mni – объём выбросов загрязняющего вещества передвижными источниками загрязнения (объём использованного топлива i – го вещества);

Hбi – норматив сборов за 1т. i – го использованного топлива.

 

- платежи за сбросы.

N

П3 = Σ ( Mni + M'ni · Kn ) Hбi · Kрб , где

i=1
где Mni - объём сбросов i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;

M'ni – объём сбросов i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита;

Hбi – региональный коэффициент, учитывающий территориальные особенности водного объекта.

 

- платежи за размещение отходов.

N

П4 = Σ ( Mni + M'ni · Kn ) Hбi · Kт · Kо

i=1

 

где Mni - объём размещения i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;

M'ni – объём размещения i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита;

Hбi – норматив сбора за размещение i-го загрязняющего вещества;

Kn - коэффициент кратности;

Кт – коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов;

Kо - коэффициент, учитывающий оборудование, установленное на месте размещения отходов.


 

В процессе хозяйственной деятельности предприятия сталкиваются с необходимостью согласования двух интересов: с одной стороны это стремление к увеличению прибыли, росту масштаба деятельности, а с другой стороны – необходимость обеспечения природного равновесия.

Основным экономическим инструментом согласования интересов является платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.

Эти платежи носят как фискальный, так и распределительный характер.

Распределительный характер – обеспечивает оптимальное соотношение использования природных ресурсов и платежами.

Фискальный – налог.

С учётом приоритетности решаемых задач можно выделить :

1. Стратегические ;

2. Тактические.

Тактические действия предприятия и государства направлены на решение обострившихся экологических проблем, высокая приоритетность, которая обоснована известным риском для здоровья. Решаются на протяжении 1- 3 лет.

Стратегические действия характеризуются длительным промежутком времени для достижении глобальной цели и включает несколько взаимосвязанных действий:

Действие 1 – прогнозирование – предварительная оценка состояния окружающей среды. Через некоторое время основной трудностью является выбор приоритетного показателя, на основе которого будет устанавливаться прогноз.

В обычной практике используются следующие показатели: валовые выбросы и сбросы на единицу выпускаемой продукции.

Для выявления потребностей в инвестициях прогнозирующиеся затраты на улавливание и обезвреживание единицы валовых выбросов и отбросов.

В результате этих операций можно определить размеры бюджета на поддержание уровня ПДК, ПДВ, ПДС или приближенных к ним практических значений. Действия и разработка прогнозов отдельных социально-экономических параметров населенных пунктов.

3. Основание приоритетности мероприятий по охране ОС по нескольким критериям.

Недостатки:

заболеваемость: общая, детская, возрастная и профессиональная.

4. Обоснование ресурсных источников формирования бюджета по охране ОС (платежи за использование ПР и загрязнение ОС, штрафы, экологические налоги, благотворительные фонды).

5. Экологическое страхование.

Рассмотренные положения относительно к порядку формирования бюджетных фондов природоохранной деятельности.

В соответствии со ст. 47 Закона “Об охране ОПС” регламентируется порядок создания внебюджетных фондов по охране ОС. Они создают за счет:

· платежей за загрязнение ОПС;

· денежных взысканий за нарушение норм и правил охраны ОС;

· целевых взносов;

· поступления от продажи конфискованного имущества, явившегося пределом экологического правонарушений.

В соответствии со ст. 43 и 44 Закона “Об охране ОПС” платежи за использование ПР, выбросы и сбросы в пределах установленного lim относятся на себестоимость готовой продукции, а платежи за сверхлимитное использование ПР, за выбросы и сбросы, штрафы за снижение экологического качества продукции и за ущерб изымаются с прибыли предприятия.

 

 


 

Схема : Порядок формирования местных и госбюджетов на охрану ОС

 

 
 
Валовые выбросы загрязняющих веществ