Концепция устойчивого экономического роста

Политика Республики Казахстан в области экономического роста

 

Государственная политика Республики Казахстан в области экономического развития определяется такими стратегическими документами, как Программа «Казахстан–2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг., и Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 гг.

Программа «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» включает семь долгосрочных приоритетов. Экономический блок представлен приоритетом 3 «Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем масштаба иностранных инвестиций и внутренних сбережений».

В Республике Казахстан документом, определившим изменение качества экономического роста, явилась Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. Целью Стратегии индустриально-инновационного развития явилось достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг., которая является продолжением политики диверсификации экономики, и интегрирует в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг., Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.

Цель программы - обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. Целевые индикаторы к 2015 году: увеличение ВВП на 7 трлн.тг., примерно на 50% от ВВП 2008 года, в реальном выражении прирост ВВП - 15%; доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до 12,5%; доли несырьевого экспорта до уровня не менее 40% в общем объеме экспорта; объема несырьевого экспорта до уровня не менее 43% от объема совокупного производства обрабатывающей промышленности; производительности труда в обрабатывающей промышленности - в 1,5 раза; производительности труда в агропромышленном комплексе - с 3000 дол. на одного занятого в сельском хозяйстве; доли казахстанского содержания в закупках государственных организаций, - до 60%, а в закупках работ и услуг – до 90%; доли инновационно активных предприятий до 10% от числа действующих предприятий; снижение доли транспортных расходов в структуре себестоимости несырьевого сектора не менее чем на 8%; энергоемкости ВВП - на 10% от уровня 2008 года.

На период до 2015 г. основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес - возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

В целях формирования основ постиндустриальной экономики продолжится развитие национальной инновационной инфраструктуры и поддержка научно-технологических заделов, имеющих перспективы коммерциализации.

Приоритеты: повышение производительности факторов производства как важнейшего условия роста конкурентоспособности национальной экономики;

акцент на привлечение инвестиций, преимущественно прямых иностранных, в создание новых экспортоориентированных высокотехнологичных производств;

развитие и укрепление национальной инновационной системы; снижение уровня концентрации экономики и усиление роли малого и среднего бизнеса в процессе индустриализации; рациональная пространственная организация экономического потенциала.

 

 

В последнее время является актуальным проблема устойчивого экономического роста. Устойчивым (англ. sustainable development) является развитие, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и удовлетворяют потребностям настоящего времени, но при этом не ставят под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Термин первоначально появился в природопользовании, в частности в рыбном и лесном хозяйстве. Тогда под ним понималась система эксплуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются и имеют возможность естественного воспроизводства (рисунок 15.1).

 

Рисунок 15.1 Концепция устойчивого развития.

Источник: http://www.curs.kz/koncepcia_ustoichivogo_rasvitia/.

 

Отправной точкой концепции устойчивого развития стал доклад Римского клуба. Римский клуб - международная неправительственная организация, созданная в 1968 г. по инициативе итальянского экономиста и общественного деятеля А.Печчеи, и выдвинувшая программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны, загрязнение окружающей среды.

В докладе «Пределы роста» в 1972 г. впервые было показано, что природные ресурсы почти исчерпаны, рост индустрии подошел к своим пределам и нужна новая концепция устойчивого развития мира. В результате во многих странах были приняты законы об охране окружающей среды, начал осуществляться перевод промышленного производства из крупных городов, закрытие вредных производств и др.

В 1980-х гг. термин «устойчивое развитие» был использован в отчете Комиссии Брундтланда, сформированной ООН в целях разработки конкретных предложений по решению экологических проблем. Комиссия пришла к выводу, что решение экологических проблем невозможно без решения социальных и экономических вопросов и об устойчивом развитии необходимо говорить в широком смысле.

В 1992 г. на первом Всемирном Саммите земли в Рио-де-Жанейро под эгидой Комиссии ООН по окружающей среде и развитию главами государств 179 стран мира была принята Повестка дня на XXI век, которая является беспрецедентным глобальным планом действий в интересах устойчивого развития и представляет собой крупнейшее достижение в плане обеспечения комплексного рассмотрения экологических, экономических и социальных проблем на основе единой стратегии. Она содержит свыше 2500 рекомендаций, включая подробные предложения относительно методов преодоления неэффективных структур потребления, борьбы с нищетой, охраны атмосферы, океанов и биологического разнообразия и поощрения устойчивого сельского хозяйства.

Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы. Усилия по формированию устойчивого образа жизни предполагают комплексный подход к деятельности в трех ключевых областях:

- экономический рост и справедливость - применение комплексного подхода к стимулированию долгосрочного экономического роста;

- сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды – поиск экономически приемлемых решений проблемы сокращения потребления ресурсов, прекращения загрязнения окружающей среды и сохранения природной среды обитания;

- социальное развитие – удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, продовольствии, образовании, энергии, медицинской помощи, воде и санитарии; бережное отношение к богатому культурному и социальному разнообразию и соблюдение прав трудящихся; обеспечение возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, влияющих на их дальнейшую судьбу.