Альтернативные (современные) теории мировой торговли

 

1. Теория, связанная с действием «эффекта масштаба». «Эффект масштаба» способствует снижению издержек производства и повышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок – возникает избыток, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходимость выхода на внешний рынок.

 

Рост объема производства Узкий внутренний рынок Избыток Выход на внешний рынок

 

2. Теория жизненного цикла товара. Эта теория позволяет объяснить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывается от производства и начинает его импортировать. Согласно этой теории, товар в своем развитии проходит 4 стадии: рождение, рост, зрелость, умирание (спад).

 

1 стадия – товар появляется в одной из нескольких стран.

2 стадия – страна начинает его экспортировать, поскольку он завоевывает поклонников как в стране – создателе, так и за рубежом.

3 стадия – период насыщения, стандартизации; товар уже не является новинкой и требует поддерживать производство этого товара со снижением издержек (товар уже могут производить работники средней квалификации). Производство переносится из страны – экспортера в страну – потребителя, где используется фактор дешевизны рабочей силы.

4 стадия – чаще всего появляется новый товар, который заменяет данный товар.

3. Теория технологического разрыва. Если страны занимают различные ступени в техническом прогрессе (существует лидер и отстающие от него страны) и эти отношения устойчивы, то в этих странах складываются следующие торговые отношения: из преуспевающей страны в отстающую идет поток товаров. Как правило, экспортируется устаревший товар, который вышел из обращения в стране – лидере.

4. Теория предпочтения сходства. Набор и ассортимент товаров, производимых в данной стране, не совпадает с перечнем товаров, необходимых населению этой страны.

Страны в основном торгуют со странами, близкими по экономическому уровню. Страна специализируется на производстве лишь нескольких наименований того или иного товара, остальные она импортирует из других стран. Если же страна ниже по уровню развития, следовательно, у нее не будет широкого ассортимента экспортируемых товаров.

5. Внутриотраслевая торговля. Страны импортируют и экспортируют товары одного и того же вида, поскольку существует глубокая дифференциация продукта.

 

 

Как попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм рассмотрим отдельно теорию конкурентных преимуществ. Эта теория официально признана в мире, о чем свидетельствует тот факт, что она использована в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.