Социальная защита населения: принципы и источники.

Необходимость и содержание социальной политики государства.

Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну справедливость – доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Тем не менее, в XX веке в промышленно развитых странах Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека как право на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», означающие широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Что же такое социальная политика государства? Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в подержании отношений, как между социальными группами, так и внутренних, обеспечении условий для повышения благосостояния и уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста и накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста, все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая степень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

В широком понимании социальная политика это система экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных условий труда и жизни. В современном понимании она является частью экономической политики, и сущность ее в любой экономической системе проявляется в ее функциях – экономической, защитной, распределительной и идеологической.

Государственная социальная политика предусматривает решение следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

В результате эффективной государственной социальной политики:

1. Увеличиваются возможности населения выплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета.

2. Сокращается количество индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на расходную часть государственного бюджета, повышая его сбалансированность.

3. Увеличиваются доходы и сбережения населения, служащие новыми источниками для инвестиций.

4. Возрастает спрос на товары и услуги, что стимулирует экономический рост.

5. Повышается образовательный и квалификационный уровень рабочей силы, что является главным фактором современного экономического роста.

И самое главное, идеологическая функция социальной политики способствует сохранению основ духовного и культурного развития населения, смягчению социальных противоречий и снятию возникающих на экономической почве конфликтов, способствует достижению обществом состояния социального мира и партнерства, а также авторитета в мировом сообществе.

 

Социальная защита населения, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы, и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле-продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

- социальную ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

- социальную справедливость в области трудовых отношений – равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

- всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;

- минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

- государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

- заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

- солидарность всех основных субъектов социальной защиты на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового беремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

- экономическую и социальную свободу работников в области труда – выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

- личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии и места работы;

- многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты – от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

- многосубъектность социальной защиты – субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

- многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты – предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Одним из направлений социальной защиты становятся следующие гарантии:

Работа для трудоспособных, защита от безработицы.

Обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально-обездоленных групп населения.

Доходы от трудовой деятельности или пособия, обеспечивающие нормальный уровень жизни.

Минимальное равнодоступное обеспечение жильем, услугами культуры и здравоохранения, возможностями отдыха и получения образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы.

Современная социальная защита в странах с рыночной экономикой строится по единым принципам: субсидарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности и т.д..

1. Принцип субсидарности – помощь государства, стартовый минимум, ответственность и экономическая инициатива индивидуума, трудовой вклад, размер налогов и взносов (временная нетрудоспособность, по беременности и родам, по безработице);

2. Принцип солидарности – неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает работника права на получение страховых пенсий и пособий.

3. Принцип эффективности – «чистые» социальные выгоды должны превышать социальные издержки, «затраты-выпуски», потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных и т.д..

4. Принцип адекватности – соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития экономики и объему созданного в обществе ВВП (но прямой связи нет).

5. Принцип непрерывности – вне зависимости от финансового положения государства и системы ценностей и взглядов, процесс не может быть остановлен, т.к. является средством жизнеобеспечения людей.

Ключевое средство в решении задач эффективной социальной защиты – развитие отношений самозащиты населения при помощи государства в различных общественных и экономических формах: профессиональные союзы, страховые общества, потребительские организации, местные и центральные органы государственной власти.

Таким образом, данная система состоит из нескольких уровней социальной защиты: государственная защита, личная самозащита и коллективная защита.