Асимметрия информации негативный отбор

Теорема Коуза

Теорема Р. Коуза: Если права собственности всех сторон определены, а трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат, максимизирующий ценность производства, не зависит от изменений в распределении прав собственности.

Теорема Коуза показывает, что в условиях гарантии частной собственности стороны способны придти к соглашению без вмешательства государства (на примере компенсации экстерналий).

Теорему Коуза сформулировал Дж. Стиглер, показав, что «…в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

 

Асимметричность информации — возникает тогда, когда одна часть участников рыночной сделки располагают важной информацией, а другая часть нет.

В результате асимметричной информации возникают интерналии, т.е. издержки (выгоды), получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при ее заключении. Причина возникновения интерналии состоит в том, что трансакционные издержки по сбору информации могут быть выше предельного дохода от обладания полной информации.

В силу асимметричности информации возникают:

· это ситуация моральной угрозы (или морального риска), когда индивид формально исполняет контракт, но ему известно, что контракт этот неполный, что в нем есть лакуна, которая позволит ему реально противодействовать его выполнению. Любое формальное исполнение контракта есть некая ситуация моральной угрозы. Чаще всего такая ситуация возникает при страховании, когда неизлечимо больные люди, явно зная о состоянии своего здоровья, но сохраняя эту информацию в секрете при составлении контракта, страхуют себя на очень большую сумму;

· ситуация негативного отбора.

Классическая ситуация негативного отбора возникает при отборе людей на работу. Человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель.

Негативный отбор возникает при наличии распределения по качеству, закрытого для потребителя. Когда в качестве условия сделки выдвигается минимальный набор измеряемых параметров, полученная в результате выборка чаще всего будет хуже ожидаемой. Она не будет средней, она сместится в сторону худшего набора параметров, которые не учитывались примененной классификацией.

Существует несколько способов борьбы с неэффективным отбором: составление полного контракта, использование механизма гарантий, процедура рационирования.