Трансакционные издержки и теорема Коуза

Общественные блага

Лекция 17. Несовершенство рынка. Общее равновесие

Общественные блага — это блага, которые потребляются коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за них или нет. Такими благами являются национальная оборона, охрана общественного порядка, уличное освещение, прогнозы погоды.

Для общественных благ характерны два свойства: 1) увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них, т.е. в потреблении общественных благ отсутствует соперничество; 2) отсутствует всякое ограничение доступа потребителей к такому благу, т.е. общественные блага обладают неисключаемостью.

Общественным благам в неодинаковой степени характерны указанные свойства, Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в меньшей степени, называются смешанными общественными благами. Смешанные общественные блага нередко производятся и государством, и предпринимательским сектором.

Состав общественных благ, в которых нуждается население разных городов и регионов, часто неодинаков.

C точки зрения экономической теории интерес представляет проблема определения оптимального объема производства чистого общественного блага. Основная трудность определения оптимального объема производства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на частные товары спрос на общественное благо непосредственно выявить невозможно.

Общественные блага производятся при участии государства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.

 

Трансакционные, или операционные, издержки — это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 30-е годы Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

1) издержки поиска информации, связанные с асимметричностью информации, поиском производителей или потребителей;

2) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

3) издержки измерения (возможны ошибки);

4) издержки спецификации и защиты прав собственности (особенно если нет надежной защиты);

5) издержки оппортунистического поведения, поскольку поведение сторон после заключения контракта трудно предсказать.

Трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него. Углубление разделения труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы собственности.