Ценовые и неценовые факторы спроса

Лекция 10. Закон спроса

Классификация рынков

Рынок характеризуется многообразной структурой, которая классифицируется по разнообразным признакам.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяются рынок потребительских товаров и услуг; рынок факторов производства (средств производства, рабочей силы, научно – технических разработок); финансовый рынок (кредитных средств, ценных бумаг, валютный).

По территориальному признаку – местный, региональный, национальный, межгосударственных объединений, мировой рынки.

По характеру конкуренции – рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции).

С учетом соблюдения законности – официальный и теневой рынки.

Спрос – это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене.

Закон спроса выражает обратную зависимость спроса от цены. Эта зависимость определяется двумя факторами: эффектом дохода (при снижении цены потребители увеличивают спрос) и эффектом замещения (при снижении цены один товар становится дешевле относительно другого товара, его приобретение становится выгоднее). Эффект дохода и эффект замещения – это ценовые факторы.

Закон спроса не действует при определенных условиях: при ажиотажном спросе; для некоторых редких и дорогостоящих товаров; при переключении спроса на другой товар (рис. 10.1).

       
 
   
QD = f(p) QD – величина спроса Р - цена
 

 

 


Рис. 10.1. Кривая спроса

 

Неценовые факторы спроса:

1. Изменение доходов потребителей.

2. Потребительские предпочтения.

3. Потребительские ожидания.

4. Цены на зависимые товары (субституты, комплименты)

5. Количество покупателей.

6. Прочие факторы.