Временные лаги стабилизационной политики.

1.Внутренний лаг - время, которое требуется для принятия мер, связанных с политикой стабилизации. Они изменяются в зависимости от того, используются меры фискальной или монетарной политики. Данный лаг является дискретным, т.к. он включает определенный период времени. Политика стабилизации экономики не будет оказывать влияния на экономику, пока данный лаг не будет пройден. К внутренним лагам относятся:

А. Лаг распознавания - период времени, проходящий между наступлением экономических нарушений и осознанием политиками того факта, что требуются действия:

- необходимо время для сбора данных и для определения того, являются эти нарушения постоянными или временными;

- неопределенность относительно последствий экономических нарушений, что является результатом отсутствия достаточных знаний о функционировании экономики;

- необходимость учета политических условий и политическая неопределенность.

Лаг распознавания проблемы одинаков для фискальной и монетарной политики и обычно в среднем составляет 5 месяцев, хотя больше, когда необходимо проведение политики сдерживания деловой активности или стимулирующей политики.

Б. Лаг принятия решений - задержка между признанием политиками экономического нарушения и необходимостью действия, с одной стороны, и политическим решением - с другой стороны:

- при фискальной политике лаг может быть очень длинным, т.к. он требует подготовки законодательства со стороны правительства и решения парламента, одобряющего это законодательство;

- при монетарной политике лаг довольно короткий (частые совещания центробанка).

В. Лаг действия - лаг между принятием правительством решения о проведении определенной политики и ее реализацией:

- при фискальной политике он длителен (к примеру, принятие правительством решения о закупке какого-либо товара, выявление имеющихся и потенциальных поставщиков, рассылка предложений потенциальным поставщикам, выбор и заключение контрактов с поставщиками);

- при монетарной политике лаг действия почти нулевой (извещение центробанком о своем решении и начало проведения политики).

Автоматические стабилизаторы частично разрешают проблему лагов: они встроены в систему, не требуют времени для принятия решений и действий и сокращают внутренний лаг до нуля: ставки подоходного налога сокращают мультипликационный эффект экономических нарушений, т.к. мультипликатор находится в обратном соотношении с налоговой ставкой. К примеру, если существует рост автономных расходов, вызывающий «перегрев» экономики, то наблюдается рост доходов, и фактически действующая налоговая ставка будет увеличиваться для многих людей, вызывая уменьшение мультипликатора, т.к. он обратно пропорционален налоговой ставке; выплаты по безработице и другие трансферты, автоматически увеличивающиеся в период спада. Отношение располагаемого дохода к национальному доходу показывает эффективность автоматических стабилизаторов: при росте трансфертов в период спада и росте налогов в период подъема относительные показатели располагаемого дохода будут иметь антициклический характер.

2.Внешний лаг - период времени между введением в действие мер политики стабилизации и ее воздействием на экономику. Данные лаги являются распределенными: их воздействие на экономику распределено во времени:

- внешний лаг монетарной политики значительно больше лага для фискальной политики, т.к. последняя оказывает быстрое влияние на доходы;

 

 

- при монетарной политике существует лаг между временем, когда центробанк изменяет политику, и временем, когда эта политика оказывает влияние. Корректировка процентной ставки осуществляется быстро, но изменение масштабов инвестиций менее определенное, и это изменение происходит значительно медленнее: фирмы не будут инвестировать даже при очень низких процентных ставках, если они в перспективе не видят возможности получить прибыль на свои инвестиции; более низкие процентные ставки могут оказывать влияние на инвестиции следующего квартала или следующего года; инвестиции основаны на планах, разработанных за несколько месяцев или даже лет назад; если инвестиции связаны с крупным проектом, могут потребоваться годы для завершения строительства и увеличения выпуска, но в более поздний период дополнительный выпуск может не потребоваться экономике; увеличение массы сильных денег оказывает влияние на резервы в течение определенного периода времени: начальный эффект будет весьма мал, однако он продолжает расти в течение длительного периода времени.

3.Распределенный лаг оказывает воздействие на экономику в течение определенного периода времени, т.к. ткущее потребление зависит от дохода, полученного с лагом, а изменение совокупного потребления оказывает влияние на потребление в течение нескольких лет. Распределенный лаг иллюстрируется с помощью динамического мультипликатора, характеризующего влияние данной политики на экономику в течение всех последующих периодов: он показывает распределение изменений во времени, а не конечное изменение.

Одной из причин лагов (особенно лагов распознавания) в политике стабилизации является изменчивость экономических ожиданий. Специалисты по проведению политики хотят быть уверенными в том, что они правильно распознали нарушение экономики и хорошо понимают его действие и силу; они хотят убедиться в том, что их ожидания будут правильными (присутствует момент задержки).

Ожидания обычно базируются на прошлом поведении, их большая часть, встроенная в эконометрические модели, основана на величинах, действовавших в прошлом периоде. К примеру, М. Фридман свои расчеты постоянного дохода основывал на данных о средних доходах в прошедшем периоде.

Согласно теории рациональных ожиданий, люди учитывают всю экономическую информацию о своих ожиданиях, и на ожидания оказывает воздействие экономическая политика, проводимая в прошлом. К примеру, падение дохода - ожидание роста предложения денег; при росте инфляции - ожидание ограничивающих действий центробанка. Фирмы и домашние хозяйства будут ожидать от фискальной и монетарной политики определенного воздействия на экономику и они, следовательно, будут предпринимать действия, которые сделают эту политику неэффективной, т.е. политика формирует ожидания.

Источники неопределенности в экономике: 1) неожиданные нарушения в экономике; 2) продолжительность нарушений; 3) ожидания (трудности такой оценки).