Тема. Политика стабилизации

 

1.Сущность стабилизационной политики

2.Фискальная политика как инструмент стабилизации экономики

3.Монетарная политика как инструмент стабилизации экономики

4.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения

5.Проблемы осуществления стабилизационной политики.

Неопределенность, связанная с временными лагами

 

Вопрос 1. Сущность стабилизационной политики.

Политика стабилизации - политика государства, направленная на стабилизацию экономики и достижение стабильного уровня цен и полной занятости, а также на обеспечение благоприятного климата для экономического роста.

Политика стабилизации экономики должна учитывать не только внутренне равновесие (полную занятость и стабильность цен внутри страны), но и внешнее равновесие (внешнеторговый баланс и баланс движения капитала. Одна из важнейших предпосылок стабильного развития экономики - благоразумная фискальная политика, при которой расходы контролируются, доходы практически покрывают расходы или близки к ним, так что бюджетный дефицит представляет небольшой % от ВВП.

Совокупность целей стабилизационной политики, представленная в графическом виде, образует так называемый «золотой треугольник»:если, например, правительство предусматривает в текущем периоде обеспечить рост национального дохода на 5%, удержать безработицу в пределах 4%, а рост уровня цен - 3%, и при этом иметь чистый экспорт, составляющий 2% от величины ВНП, то «золотой треугольник» примет вид, представленный на рисунке.

5

 
 


2 4

 
 


3

Сравнение конфигурации четырехугольников, построенных на основе планируемых и фактических показателей, дает представление о результативности стабилизационной политики.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны: так, кривая Филлипса в коротком периоде иллюстрирует отношение субституции между уровнем инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики; в отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость. Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это, наряду с ограниченными возможностями правительства, затрудняет построение «золотого треугольника», превращая его в «магический».

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и/или совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

К основным проблемам проведения стабилизационной политики можно отнести:

1.Возникновение противоречий между сохранением полной занятости и такой целью, как поддержание инфляции на низком уровне.

 

 

2.Неопределенность, касающаяся степени влияния монетарной и фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.

3.Иногда монетарная и фискальная политика, используемая для достижения внутреннего равновесия, может приводить к нарушению платежного баланса.

Главная причина, создающая проблемы при проведении стабилизационной политики - неопределенность, связанная с лагами (запаздыванием). Существуют лаги в связи с: а) распознаванием проблемы, б) реализацией этой политики, в) воздействием политики стабилизации на экономику, г) к тому времени, когда фискальная и монетарная политика начнет оказывать воздействие на экономику, страна может находиться в условиях полной занятости, и проводимая политика может стать дестабилизирующей и вызывающей инфляцию.

4.Еще одна проблема стабилизационной политики может состоять в том, что реакция частного сектора на изменение направлений политики в значительной степени зависит от ожиданий фирм и домохозяйств, которые трудно предсказать.

Часть инструментов для стабилизации экономики предназначены для изменения совокупного спроса, а именно:

1) фискальная политика, включающая изменение государственных расходов и налогов для достижения безинфляционного выпуска продукции в условиях полной занятости.

2) Монетарная политика, включающая увеличение или уменьшение денежной массы для того, чтобы понизить или повысить процентные ставки (контролируемые центробанком).

Часть инструментов предназначена для воздействия на совокупное предложение, а именно:

3) Политика, направленная на изменение в совокупном предложении (смещение кривой AS вправо), включающая инструменты, используемые для снижения издержек производства и повышения его эффективности.

Среди вариантов политики стабилизации различают политику твердого курса и произвольную макроэкономическую политику:

1.Последовательная макроэкономическая политика (политика «твердого курса» или «игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер, которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального банка. Данная политика означает меры правительства и центробанка по изменению гос. расходов, налогов и денежной массы, которые ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода правительства и центробанка оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных «правил игры».

Пример пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы - увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и других факторов.

Пример активной политики в рамках данного курса центробанка:

D М / М = 3% + (u – u –1),

где D М / М - темп прироста денежной массы;

u и u –1 - фактический уровень безработицы

соответственно в текущем и прошлом году.

В обоих случаях твердым курсом центробанка является, в терминах модели IS-LM , сдвиг кривой LM вправо, т.к. центробанк стремится стабилизировать находящуюся на спаде экономику с помощью расширения денежного предложения. Но величина этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при активной - увеличивается в зависимости от глубины спада.

2.Непоследовательная макроэкономическая политика (политика «свободы действий» или «свободы инициативы») означает, что правительство и

 

 

центробанк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. «Свобода действий» означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и центробанка по изменению гос. расходов, налогов и денежной массы.

 

Вопрос 2. Фискальная политика как инструмент стабилизации экономики.

Фискальная политика включает манипулирование гос. расходами и налогами для устранения циклических колебаний выпуска продукции и уровня занятости, стабилизации цен и стимулирования экономического роста.

Возможные «твердые курсы» фискальной (бюджетно-налоговой) политики правительства:

1.Государственный бюджет, балансируемый ежегодно. Данный курс правительства: а) снижает степень встроенной стабильности экономики; б) вызывает часты колебания налоговых ставок, которые снижают инвестиционную активность; в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения в пользу будущего.

2.Государственный бюджет, балансируемый в более долгом периоде. В более долгосрочном периоде балансируются бюджеты большинства стран, т.к. курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики могут выступать следующие:

- снижение общего объема государственного долга,

- стабилизация соотношения долг / ВВП,

- выравнивание темпов роста гос. расходов и темпов роста ВВП,

- равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.

Инструменты фискальной политики включают: а) гос. субсидии, б) различные виды налоговых изменений (личный подоходный налог, корпоративные налоги, акцизные налоги, изменение налоговых ставок или сумм налогообложения), в) трансфертные платежи.

Стимулирующая фискальная политика ведет к увеличению как совокупного спроса, так и процентной ставки, и, следовательно, к увеличению внешнеторгового дефицита:

- рост выпуска продукции при увеличении совокупного спроса ведет к росту импорта, который, в свою очередь, увеличивает внешнеторговый дефицит;

- рост притока капитала из-за границы, вызывающий повышение процентной ставки внутри страны, приводит к повышению обменного курса национальной валюты и, следовательно, ухудшению внешнеторгового баланса;

- гос. расходы, направленные на расширение экономики и не компенсируемые повышением налогов, приведут к росту процентных ставок и сокращению инвестиций в частном секторе, а также на потребительские товары длительного пользования;

- это будет происходить до тех пор, пока в экономике не наступит спад, или не будет использована дополняющая монетарная политика для сохранения процентной ставки на постоянном уровне.

Выбор того или иного вида государственных расходов имеет важное значение, т.к. в каждом случае мультипликационный эффект может быть различным. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими гос. расходами, т.к. часть этих сумм сберегается (мультипликатор трансфертов = мультипликатор гос. расходов х предельная склонность к потреблению из трансфертов). Однако трансферты могут быть направлены на определенную группу населения. Эффект снижения налогов в некотором отношении будет аналогичен увеличению гос. расходов: совокупный спрос будет увеличивать процентные ставки и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе, однако влияние на расходы потребителей будет меньшим, т.к. сокращение налогов приведет к росту мультипликатора. Здесь важен выбор вида нало-

 

га, т.к. каждый вид налога будет оказывать различное влияние на экономику, на стимулы экономического роста и экономическую эффективности (к примеру, увеличение личного подоходного налога, корпоративного налога может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желанию работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызовет такого эффекта. Стимулируя инвестиции с помощью инвестиционных субсидий, государство снижает издержки каждой фирмы, связанные с инвестициями, увеличивает потребность в инвестициях при любом данном уровне процентной ставки, которая, в свою очередь, смещает кривую AS вправо. При любом уровне процентной ставки фирма будет инвестировать больше средств, т.к. она оплачивает только часть расходов на инвестиции, и поэтому затраты на инвестиции будут меньше, а отдача больше. Кривая IS смещается на сумму изменений инвестиций, вызванных инвестиционными субсидиями, умноженную на мультипликатор (хотя процентные ставки растут, инвестиции также увеличиваются).

 

Вопрос 3. Монетарная политика как инструмент стабилизации экономики.

С ее помощью центробанк изменяет количество денежных средств в банковской системе и тем самым получает возможность изменять процентную ставку и воздействовать на инвестиционные расходы (увеличение предложения денег - снижение процентной ставки, уменьшение предложения денег - рост процентной ставки).

Возможные «твердые курсы» кредитно-денежной политики:

1.Поддержание стабильного темпа изменения денежной массы.

2.Стабилизация рыночной ставки процента.

3.Стабилизация номинального ВНП.

При стабилизации темпа изменения денежной массы центробанк устанавливает на каждый год определенный уровень ее прироста, и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильно денежное предложение.

Наиболее важное средство контроля над величиной предложения денег - осуществление операций на открытом рынке: предложение денег увеличивается путем закупки центробанком казначейских облигаций, уменьшается - путем их продажи. Когда облигации покупаются, их цена увеличивается, т.к. центробанк поднимает цену до такого уровня, который будет привлекать продавцов. Когда цена облигаций увеличивается, процентная ставка уменьшается, в результате, наблюдается рост инвестиций и выпуска.

Особенности воздействия монетарной политики на экономику:

а) хотя стимулирующая политика повышает совокупный спрос в обоих случаях, увеличение денежной массы сокращает процентные ставки и стимулирует закупки товаров длительного пользования;

б) стимулирующая монетарная политика сокращает дефицит государственного бюджета, в то время как увеличение гос. расходов или снижение налогов увеличивает его;

в) однако увеличение денежного предложения будет оказывать давление на цены в сторону их повышения более значительно по сравнению с фискальной политикой;

г) экспансионистская денежная политика, как правило, не будет увеличивать дисбаланс внешнеэкономического сектора в такой же степени, как фискальная политика;

д) в то время как увеличение совокупного спроса приведет к росту дохода, который частично используется на потребление иностранной продукции, т.е. на увеличение импорта, сокращение процентной ставки будет вызывать отток капитала из страны, т.к. инвесторы начнут приобретать ценные бумаги в других странах, где они приносят большие доходы; это приводит к понижению обменного курса национальной валюты и улучшению торгового баланса;

 

 

е) вместе с тем более высокие цены на отечественные товары стимулируют потребителей покупать импортные товары, что ведет к сокращению конкурентоспособности экспортного сектора экономики.

При политике стабилизации темпа изменения денежной массы кривая LM имеет положительный наклон: т.к. предложение денег стабильно, то более высокому уровню выпуска Y2 соответствует более высокая ставка процента R2. (см. рис.) Этот курс центробанка оказывается эффективным при относительно стабильной скорости обращения денег. R LM

R2

             
 
   
 
   
   
 

 


R1

Y1 Y2 Y

 

При стабилизации процентной ставки центробанк изменяет денежное предложение с помощью указанных инструментов таким образом, чтобы фактическая среднерыночная ставка процента приблизилась к избранному целевому ориентиру. Этот курс позволяет относительно сократить эффект вытеснения частных инвестиций, сопровождающий стимулирующую фискальную политику. В то же время стабилизация ставки процента позволяет относительно стабилизировать динамику валютного курса. Стабилизация ставки процента графически может изображаться в виде горизонтальной кривой LM, «зафиксированной» на уровне целевого ориентира R0 (см. рис.). R

Если правительство и центробанк успешно коор- R0 LM

динируют свои действия, то стабилизация ставки Y

процента может быть достигнута при традиционных

наклонах кривых IS и LM и их скоординированных сдвигах (см. рис.).

Курс на стабилизацию номинального ВНП обла- R LM

дает наибольшим антиинфляционным потенциалом, A B LM1

хотя сложности реализации такой политики связан-

ные с тем, что ВНП изменяется со значительным IS IS1

временным лагом к любым мерам. Этот курс предпо- Y

лагает «фиксацию» вертикальной кривой LM на уровне избранного ориентира (см. рис.): R LM

- если фактический номинальный ВНП оказывает-

ся выше заданного, то центробанк с помощью мер

кредитно-денежной политики снижает денежное

предложение, что сопровождается снижением заня- Y0

тости и выпуска;

- если фактический ВНП ниже заданного уровня, то центробанк проводит кредитно-денежную экспансию. Колебания уровня занятости при такой политике могут оказаться значительными, хотя в более долгом периоде стабилизация выпуска предполагает и стабилизацию уровня безработицы.

Выпрямление кривой LM, как правило, предполагает скоординированные действия центробанка и правительства, т.к. данная кривая становится вертикальной при очень высоких ставках процента, которые сопровождаются минимизацией спекулятивного спроса на деньги и сохранением, по существу, только трансакционного спроса на деньги. Такое значительное повышение процентных ставок может быть достигнуто при долговом финансировании бюджетного дефицита в сочетании с ограничительной монетарной политикой (см. рис.) R IS1 LM1

IS

LM

 

Y0

 

Вопрос 4. Экономическая политика стимулирования совокупного предложения.

Данная политика связана со сдвигами кривой совокупного предложения. Политики, смещающие кривую совокупного предложения вправо и содействующие экономическому росту - это политики, направленные на увеличение стимулов к труду, сбережениям и инвестициям, на содействие росту эффективности. Они пригодны для стабилизации экономики.

Политика повышения эффективности концентрирует внимание на влиянии сокращения налогов на накопление, гос. доходы и стимулирование работников; соответствующая политика, стимулирующая инвестиции и повышение эффективности, может повышать темпы роста экономики.

Направления политики:

1.Сокращение налогов. Снижение налогов на доходы будет стимулировать людей работать больше, более низкие налоги на процентные платежи и дивиденды будут в большей степени стимулировать накопление, более низкие налоги на корпорации будут способствовать увеличению инвестиций и росту капитала. Пример. Налоговая реформа в США. 1981 г.: 30%-ное снижение личного подоходного налога в течение 3 лет, снижение максимальной предельной ставки налога на доход от инвестиций с 70% до 50%, сокращение ставки налога на корпорации.

Результаты политики: а) повышение реальной заработной платы (после вычета налогов) оказало влияние на рост производительности труда, но этот рост не был значительным; б) мало свидетельств того, что увеличение отдачи в результате снижения налогов приводит к значительному росту сбережений; в) инвестиции возрастают с ростом инвестиционных налоговых льгот в связи с либерализацией их списаний; г) снижение налогов на 1% приведет к смещению кривой совокупного спроса на 1%, однако кривая совокупного предложения сместится менее, чем на 1%, следовательно, сокращение налогов может иметь инфляционное воздействие на экономику.

2.Дерегулирование отраслей экономики и их приватизация повысят конкуренцию и приведут к усилению стимулов к повышению производительности труда (снижению издержек), улучшению качества обслуживания.

3.Устранение крупных дефицитов бюджета. Крупный бюджетный дефицит способствует вытеснению инвестиций и снижению темпов роста капитала. Пример. США, начало 80-х гг.: хотя в данный период в экономике наблюдалось повышение производительности труда в результате сокращения налогов, оно не было достаточно большим, чтобы компенсировать потерю налоговых поступлений в результате снижения ставок налогов. Дефицит госбюджета, вызванный сокращением налоговых ставок, привел к: 1) повышению процентных ставок; 2) снижению инвестиций; 3) увеличению внешнеторгового дефицита; 4) норма накопления в % к ВНП снизилась; 5) дефицит госбюджета поглотил личные сбережения и препятствовал частным инвестициям (население начинает приобретать государственные ценные бумаги вместо акций или облигаций корпораций, более высокие процентные ставки повышают издержки, связанные с займами и инвестициями). При сбалансированном госбюджете или его положительном сальдо появляются ресурсы для увеличения объема основного капитала страны, повышаются эффективность и производительность труда, кривая совокупного предложения смещается вправо.

 

Вопрос 5. Проблемы осуществления стабилизационной политики. Неопределенность, связанная с временными лагами.

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера, к которым относятся: 1) временные лаги стабилизационной политики; 2) изменчивость экономических ожиданий.