Вопрос 1. Безработица в рыночной экономике

Типы безработицы:

1) Фрикционная безработица -связана с поисками и ожиданиями работы. Безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. Она также связана с территориальным перемещением рабочей силы, увольнением части работников по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства, этапов жизни. Следовательно, фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер.

2) Структурная безработица - связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Она имеет место среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие технологического прогресса. Она имеет преимущественно вынужденный и долговременный характер, так как получение рабочих мест для данной категории безработных связано с профессиональной подготовкой.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП; это - устойчивый уровень безработицы, стабилизирующий инфляцию.

3) Циклическая безработица - отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Присутствует в период циклического спада и дополняет фрикционную и структурную безработицу.

Безработные - это те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Занятые- люди, имеющие работу, а также лица, занятые неполный рабочий день или неделю. Совокупность занятых и безработный образует рабочую силу.

Уровень безработицы - соотношение численности безработных и численности рабочей силы; соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.

Естественный уровень безработицы определяется как результат усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет.

Основные причины существования естественного уровня безработицы:

1)Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице: выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству - увеличивается время на поиск подходящей работы, переподготовку. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструмент разрешения проблемы - правительственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (систему переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях). В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако в последствии они могут способствовать снижению естественного уровня безработицы.

 

2)Устойчивость (жесткость) заработной платы, порождающая безработицу ожидания, которая возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее естественным значением (см. рис.)

Реальная ώ/р SL (предложение труда)

заработная плата устойчивый уровень заработной полаты

 

Реальная ставка DL (спрос на труд)

зар. платы (ώ/р)0 L1 L2 Занятость

 

безработица ожидания

 

«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными, т.к. при данном уровне заработной платы (ώ/р)0 предложение труда (L2) превосходит спрос на труд (L1) и люди «ожидают» возможность получить работу по фиксированной (выше равновесной) ставке заработной платы.

Причины безработицы ожидания:

1) Законодательно установленный минимум заработной платы, ограничивающий ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы тем значительнее, чем выше удельный вес молодежи, женщин, малоквалифицированных работников в составе рабочей силы, т.к. для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума.

2) Фиксация уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях.

3) Незаинтересованность фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда и объема прибыли.

Тенденция увеличения естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с увеличением доли молодежи и женщин в составе рабочей силы, более частыми структурными сдвигами в экономике.

Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП:

УF - У / УF = γ х (u - u*)

где У - фактический объем производства;

УF - потенциальный объем производства (при полной занятости);

u - фактический уровень безработицы;

u* - естественный уровень безработицы;

γ - параметр Оукена; эмпирический коэффициент чувствительности

ВНП к динамике циклической (конъюнктурной) безработицы;

u - u* - конъюнктурная безработица, разница между фактическим (u)

естественным (u*) уровнем безработицы;

УF (N*) - У (N) - конъюнктурный разрыв, разница между национальным доходом полной занятости (УF) и фактическим национальным доходом при наличии конъюнктурной безработицы (У).

Формула Оукена устанавливает зависимость между конъюнктурной безработицей и конъюнктурным разрывом. Смысл формулы выражает закон Оукена - если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв увеличивается на γ пунктов (фактический объем выпуска ниже потенциального). По расчетам Оукена, в США в 60-е гг., когда естественный уровень безработицы составлял 4%, параметр Оукена равнялся 3%. Это значит, что каждый процент конъюнктурной безработицы уменьшал фактический объем ВНП на 3% по отношению к ВНП полной занятости. Оукен связывал это с тем, что при проявлении конъюнктурной безработицы: не все уволенный регистрируются в качестве безработных; часть оставшихся на работе переводится

 

на сокращенный рабочий день; снижается средняя производительность труда из-за наличия скрытой безработицы на производстве.

 

Вопрос 2. Инфляция в рыночной экономике.

Инфляция - устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Дефляция - устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен. Дезинфляция - замедление темпов инфляции (темпов роста цен).

Различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию: первая проявляется в продолжительном росте уровня цен и имеет место в условиях свободных цен; вторая проявляется в усилении товарного дефицита и имеет место в условиях жесткого государственного регулирования цен.

От инфляции как процесса отличают инфляционный шок - однократное повышение уровня цен, которое может стать импульсом для развертывания или ускорения процесса инфляции, а может и не стать им.

Уровень инфляции (темп роста цен) при ее открытой форме определяется темпом прироста уровня цен; это относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции представлен:

p = Pt - Pt-1 / Pt-1

где Pt - средний уровень цен в текущем году

Pt-1 - средний уровень цен в прошлом году

В практических расчетах для оценки уровня инфляции используются индексы цен (Ласпейреса, Пааше, Фишера). При скрытой инфляции для косвенной оценки ее уровня могут использоваться такие показатели, как соотношение контролируемых государством цен с ценами свободного (легального или теневого) рынка, затраты времени на поиски товара, вероятность осуществления нужной покупки, объем вынужденных сбережений.

Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов в условиях экономики, близкой к полной занятости. Если при полной занятости у фирм растет спрос на инвестиции вследствие оптимистических оценок будущей конъюнктуры, то уровень цен начнет повышаться до тех пор, пока не восстановится равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. К немонетарным факторам роста уровня цен также относятся структурные сдвиги спроса: в условиях быстро обновляющегося ассортимента производимых благ спрос постоянно переключается с традиционных товаров на новые престижные товары, повышая их цены. Если бы при этом снижались цены на традиционные товары, то общий уровень цен остался бы неизменным. Но в современной экономике за сокращением спроса часто следует не снижение цен, а сокращение предложения.

Инфляция издержек возникает как следствие повышения средних издержек производства на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Этот тип инфляции приводит к стагфляции, т.е. одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства. Повышение средних издержек относительно сокращает прибыли фирмы, что приводит к снижению их выпуска и спаду совокупного предложения в целом. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту среднего уровня цен и увеличению темпов инфляции.

Причины повышения средних издержек:

1) повышение номинальной заработной платы, которое не уравновешивается увеличением производительности труда;

2) повышение цен на сырье;

3) увеличение налогов и рост налогового клина (большинство налогов, по мнению представителей экономики предложения, переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен, т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек).

Инфляция издержек в известной мере самоограничена: спад производства сдерживает дополнительный рост удельных издержек, т.к. при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постоянно снижается.

 

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма:

1) Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная экспансия, направленная на краткосрочное стимулирование совокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов.

2) В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями.

3) Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек.

4) Если правительство и центральный банк не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали «заработная плата - цена» возникает гиперинфляция (также различают: ползучуюинфляцию, т.е. медленное, но постоянное повышение уровня цен в течение длительного периода времени; галопирующуюинфляцию с ростом цен до 50% в мес.)

Гиперинфляция - неуправляемая инфляция с быстрым ростом цен, оказывающая особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, т.к. в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции; она означает крах кредитно-денежной системы. Формальный критерий гиперинфляции был введен Ф. Каганом, предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превышает 50%, а концом - месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой критической отметки и не достигает ее вновь по крайней мере в течение года.

Воздействие инфляции на уровень реальных доходов противоречив. Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой (инфляция, которую можно заранее спрогнозировать) или непредвиденной.

В случае ожидаемой инфляции у людей будет достаточно времени, чтобы скорректировать свои номинальные доходы в ожидании повышения цен; получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на величине его реального дохода. Корректировка номинальных доходов может быть осуществлена с учетом уравнения Фишера:

i = r + pe,

i - номинальная ставка процента;

r - реальная ставка процента;

pe - уровень ожидаемой инфляции.

При темпам инфляции, превышающих 10%, уравнение Фишера имеет вид:

r = (i-pe) / (1+pe)

Непредвиденная инфляция ведет к значительному перераспределению доходов, особенно от лиц с фиксированными доходами. Она приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и субсидирует тех экономических агентов, чьи номинальные доходы возрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях неожиданной инфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, т.к. долги возвращаются обесценившимися деньгами. Правительство, накопившее значительный государственный долг, нередко проводит политику краткосрочного стимулирования инфляции, которая способствует относительному обесценению задолженности.

Вопрос 3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

В условиях приближения к экономическому потенциалу возникает альтернатива между ростом занятости - с одной стороны, и ростом уровня инфляции - с другой. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождается рос

 

 

том инфляции спроса, т.к. в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов и расширять производство приходится за счет перевода ресурсов от одной фирме к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары.

Снижение уровня инфляции спроса может быть достигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы; это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная связь, определяемая как кривая Филлипса (рис.)

Инфляция Высокая ожидаемая инфляция

p

 

Низкая ожидаемая инфляция

 

u* u Безработица

Правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филлипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного периода. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем он выше, тем выше располагается кривая Филлипса. Выбор экономической политики в данном случае затрудняется, т.к. фактический уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.

Компромисс между инфляцией и безработицей в макроэкономических моделях может быть представлен следующим образом:

p=pе+f ((УF-У) / УF)+e

где p - фактический уровень инфляции;

pе - ожидаемый уровень инфляции;

f ((УF-У) / УF) - инфляция спроса;

e - внешний ценовой шок (инфляция издержек).

Т.к. (УF-У) / УF определяется динамикой циклической (конъюнктурной) безработицы в соответствии с законом Оукена, то уравнение краткосрочной кривой Филлипсапринимает вид:

p=pе--g х (u-u*)+e

где p и pе - фактический и ожидаемый темп инфляции;

u и u* - фактический и естественный уровень безработицы;

e - внешний ценовой шок ;

g - эмпирический коэффициент (коэффициент Оукена).

Кривая Филлипса показывает наличие в краткосрочном периоде связи между динамикой инфляции и безработицы. Изменение ожидаемого уровня инфляции (pе) и шоки предложения (e) служат причинами сдвигов кривой Филлипса.

Из уравнения также видно то, что если фактический уровень безработицы совпадает с ее естественным уровнем, то при отсутствии шоков фактическое значение инфляции равно ожидаемому. Отклонение фактического уровня безработицы от естественного, соответственно меняет темп инфляции.

В своем первоначальном виде кривая Филлипса показывала обратную зависимость между уровнем безработицы и темпами прироста номинальной заработной платы. Современная интерпретация кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы использует темп прироста уровня цен, а также включает инфляционные ожидания и шоки предложения.

Инфляционные ожидания (pе) могут складываться на основе уже имеющихся представлений о прошлой инфляции (адаптивные ожидания). Тогда уравнение кривой Филлипса демонстрирует явление инфляционной инерции, т.е. инфляция будет продолжаться и при отсутствии отклонения безработицы от естественного уровня, а также при отсутствии шоков предложения уже только потому, что существуют инфляционные ожидания.

Кривая Филлипса в представленном виде отражает связь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде, но не может быть использована для оценки долгосрочных изменений:

-Экономическая политика, направленная на сокращение безработицы через стимулирование совокупного спроса, эффективна лишь до тех пор, пока эконо-

 

 

мические агенты не меняют своих инфляционных ожиданий, например, не требуют повышения номинальной заработной платы в связи с ростом цен, вызванным стимулирующей политикой государства (или ростом государственных расходов, или ростом денежной массы);

-Так, если экономика стартовала в точке А (рис.) - точке полной занятости ресурсов (естетсвенного уровня безработицы), то повышенный спрос будет стимулировать расширение занятости и выпуска. Цены увеличиваются, но заработная плата остается прежней, зафиксированной в договорах, при условии, что ожидаемая инфляция равна p1е. Прибыли фирм относительно возрастут, что сделает выгодным расширение производства (движение вдоль исходной кривой Филлипса из точки А в точку В.

p

p2е В С

 

p1е А

 

u* u

-Но в дальнейшем на фоне развивающейся инфляции, люди изменят свои ожидания, начнется рост номинальной заработной платы и других издержек, исчезнут стимулы к расширению производства, безработица возвратится к исходному уровню, а экономика перейдет на новую краткосрочную кривую Филлипса, соответствующую более высокому уровню инфляционных ожиданий (p2е): сдвиг кривой Филлипса вправо-вверх и движение экономики из точки В в точку С. Результат - возвращение к первоначальному уровню выпуска и занятости, но при более высокой инфляции.

Политика стимулирования спроса дает в таких случаях лишь краткосрочный эффект. Повторение подобных действий правительства будет приводить лишь к дальнейшему росту инфляции. Но поскольку в течение короткого отрезка времени есть возможность нарастить объем выпуска при небольшом росте цен, у политиков нередко возникает желание простимулировать экономику незадолго до выборов, а инфляционные издержки такой политики появятся лишь потом. (Лукас отмечает, что даже краткосрочный эффект, полученный вследствие неожиданного увеличения совокупного предложения, ускользает, если правительство и центральный банк постоянно повторяют попытки простимулировать экономический рост с помощью денежных шоков (роста денежной массы); величина первоначального эффекта стимулирующей политики зависит от относительной стабильности или нестабильности цен в той или иной стране)

Согласно теории рациональных ожиданий, экономические агенты формируют свои ожидания на основе всей доступной им информации, а не только прошлого опыта, к тому же они не делают систематических ошибок, поэтому могут верно оценить последствия стимулирующей политики государи ства достаточно быстро изменить свои инфляционные ожидания, что отразится, например, в требовании увеличения номинальной заработной платы для компенсации роста цен. В итоге - практически никакого увеличения выпуска не происходит даже в краткосрочном периоде, а рост совокупного спроса приводит лишь к росту цен (движение из точки А в точку С, минуя точку В). Исключение составляют лишь непредвиденные изменения совокупного спроса, приводящие к кратковременным колебаниям выпуска.

Вывод: Традиционная кривая Филлипса, фиксирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей, отражает краткосрочную динамику этих переменных. В долгосрочном периоде стимулирование совокупного спроса, обычно сопровождающееся ростом денежной массы, не приводит к существенным изменениям уровней безработицы и реального выпуска и отражается в основном на росте цен, т.е. кривая Филлипса приближается к вертикальной прямой на уровне естественной безработицы.

Вопрос 4. Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика правительства, согласно кривой Филлипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска.. Экономика перемещается из точки А вправо-вниз вдоль исходной кривой Филлипса (см. рис. выше). Сокращение гос. расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своего выпуска, а значит и занятость. В дальнейшем, в длительной перспективе, новые трудовые контракты в условиях снизившейся инфляции и возросшей безработицы зафиксируют более низкий уровень заработной платы. Это относительно поднимет прибыли фирм, что позволит увеличить выпуск и восстановить естественный уровень безработицы. Кривая Филлипса сместится вниз. Спад производства и безработица оказываются необходимыми условиями для изменения инфляционных ожиданий.

Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется т.н. коэффициент потерь, показывающий, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт (иногда коэффициент потерь рассчитывается как отношение накопленного показателя циклической безработицы к величине снижения инфляции (в %) за определенный период); к примеру,, если в течение 3 лет сумма ежегодного превышения фактического уровня безработицы над естественным E (u-u*) составила 8%, а инфляция за эти же 3 года снизилась с 6% до 4%, т.е. на 2%, то коэффициент потерь будет равен 4 (8/2).

Методы проведения антиинфляционной политики, или сокращения темпов роста денежной массы:

1.Метод шоковой терапии, когда жесткая монетарная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства. Предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни, либерализацию цен, сокращение государственной хозяйственной активности, жесткое ограничение роста денежной массы, сбалансирование государственного бюджета главным образом за счет сокращении социальных программ. При последовательном проведении «шоковой терапии» у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Поскольку p=p (pе+), то инфляция пойдет на убыль. Издержки данной политики- резкое сокращение производства и занятости. Примеры стран, удачно проведших «шоковую терапию» - Польша, Эстония, Латвия.

2.Прведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики (вариант шоковой терапии) - предполагается проведение обмена старых денег на новые в определенной пропорции без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на сумму подлежащих обмену денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов. Конфискационные реформы полезны при переходе от подавленной к открытой инфляции: в этом случае номинальная масса новых денег выравнивается по сложившемуся уровню реальных доходов вместо того, чтобы, как это происходит при простой либерализации цен, выравнивать уровень реальных доходов по сложившемуся объему денежной массы (примеры - Венгрия (1946), ФРГ (1948)).

3.Постепенной снижение темпов роста денежной массы (градуирование) и инфляции. Градуированиепредусматривает активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер, в частности, глубокого спада производства и занятости): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование пред-

 

 

принимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры. В данном случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада производства и безработицы.

Постепенное снижение темпа роста денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. При градуировании инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию: прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая частично ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции (пример - Израиль (1974-84 гг.). Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.

4.Политика цен и доходовнемонетарный метод борьбы с инфляцией), при которой правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной заработной платы ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда (вариант градуирования).

В целом предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе реализации: фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения; денежной политики - стремится к равенству роста предложения денег и темпов роста производственного потенциала страны (национального дохода полной занятости); валютной политики- не допускать импорта инфляции. Фирмам и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда.