Тема 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ

Рисунок 2.7 Эффект храповика

Рисунок 2.6 Последствия увеличения совокупного спроса

Рисунок 2.5 Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS

Рисунок 2.4 Смещение кривой совокупного предложения

Рисунок 2.3 Кривая совокупного предложения

Рисунок 2.2 Смещение кривой совокупного спроса

Рисунок 2.1 Кривая совокупного спроса

 

По оси абсцисс откладывается реальный объем производства (реальный ВНП по расходам). По оси ординат – уровень цен (дефлятор цен, индекс цен).

Кривая совокупного спроса для закрытой экономики с государственным сектором показывает изменение совокупного (суммарного) уровня всех расходов экономики (домашних хозяйств, бизнеса и правительства) в зависимости от изменения уровня цен. Любая точка кривой показывает комбинацию объема выпуска и уровня цен, при котором товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Кривая AD имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими обстоятельствами:

1. Эффект процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиционный спрос и потребительский спрос. Инвестиции обычно имеют кредитное происхождение, а многие потребительские товары также приобретаются на основе кредита. Таким образом, при росте процентной ставки и инвестиционные, и потребительские расходы снижаются. Следовательно, снижается и совокупный спрос. При повышении уровня цен при прочих равных условиях (прежде всего при постоянном объеме денежной массы в стране) повышается процентная ставка. Вывод: при повышении уровня цен снижается объем совокупного спроса.

2. Эффект реального богатства (эффект реальных кассовых остатков). Богатство домашних хозяйств в значительной степени представлено в виде различных финансовых активов с фиксированным номиналом (облигации, депозиты и т.п.). При повышении уровня цен реальная ценность этих активов уменьшается. Следовательно, население становится беднее, потребительский спрос снижается. Вывод: при повышении уровня цен снижается объем совокупного спроса.

3. Эффект импортных закупок. Чистый экспорт является элементом совокупного спроса. Повышение уровня национальных цен ведет к тому, что за рубежом падает спрос на товары данной страны, и сокращается национальный экспорт, а спрос населения страны переориентируется на импортные товары. Вывод: при повышении уровня цен снижается объем совокупного спроса.

 

Факторы, приводящие к смещению кривой совокупного спроса (напомним, что ценовые факторы приводят к движению от одной точки к другой по данной кривой AD):

1. Увеличение денежной массы (увеличение предложения денег или скорости их обращения) – приводит к правостороннему смещению (AD2).

2. Потребительские расходы, которые зависят от следующих параметров:

3. Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, что ведет к правостороннему смещению (AD2);

4. Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, и происходит правостороннее смещение (AD2). К аналогичным последствиям приводят инфляционные ожидания;

5. Задолженность потребителя. Долги снижают текущее потребление и приводят к левостороннему смещению (AD1);

6. Налоги. Высокие налоги снижают совокупный спрос, приводят к левостороннему смещению (AD1).

7. Инвестиционные расходы, которые зависят от:

a) Изменения процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса, приводит к левостороннему смещению (AD1);

b) Ожидаемой прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе прибыли, высокой номе ожидаемой прибыли увеличивается AD и идет правостороннее смещение (AD2);

c) Налогов с предприятий. При повышении налогов снижается AD и идет и происходит левостороннее смещение (AD1);

d) Внедрения новых технологий. Обычно они приводят к увеличению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса, происходит правостороннее смещение (AD2);

e) Наличия избыточных производственных мощностей. Если имеющиеся производственные мощности используются не полностью, то нет стимула к введению дополнительных мощностей. Следовательно, снижаются инвестиционные расходы, и сокращается AD, происходит левостороннее смещение (AD1).

8. Увеличение государственных расходов - приводит к правостороннему смещению (AD2).

9. Сокращение экспорта (например, вследствие изменения конъюнктуры мирового рынка) - приводит к левостороннему смещению (AD1).

10. Уровень национального дохода других стран. Если он растет, то эти страны увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в данной стране, происходит правостороннее смещение (AD2).

11. Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

 

 

Совокупное предложение (AS – aggregate supply) – общее количество товаров и услуг, произведенное в экономике (ВНП по доходам).

Кривая совокупного предложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях уровня цен, то есть отражает изменения реального объема производства конечных товаров в связи с изменением уровня цен.

Форма кривой AS специфична. В целом наклон графика положительный, так как более высокий уровень цен побуждает фирмы наращивать производство. Однако кривая AS состоит из трех различных по характеру участков: горизонтального (I), промежуточного (II) и вертикального (III). Это связано с тем, что в экономике могут возникнуть три различные ситуации: неполная занятость ресурсов, приближение к полной занятости и полная занятость ресурсов.

 

Изменения величины совокупного предложения под воздействием одного и того же фактора различны во временнóй интерпретации (кратко- или долгосрочной). Различие между краткосрочным (до 2-3 лет) и долгосрочным периодами в макроэкономике принято связывать главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата и т.п.) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно. Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) более гибкие. В долгосрочном периоде номинальные величины, наоборот, гибкие, а реальные меняются медленно.

Горизонтальный участок (кейнсианский). Экономика находится в состоянии депрессии, ресурсы используются не полностью. Данная ситуация характерна для краткосрочного периода. Согласно концепции Кейнса, в этих условиях можно расширять производство, не опасаясь роста производственных издержек и роста цен на готовую продукцию, так как расширение производства идет за счет вовлечения незанятых ресурсов. Расширение совокупного спроса вызывает увеличение реального объема производства без повышения уровня цен.

Об относительной жесткости цен в пределах короткого временнóго отрезка свидетельствует и экономическая практика. В обычных условиях большинство фирм имеет избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, возможность нанять дополнительных рабочих. Поэтому наращивание объемов производства не сопровождается ростом цен в краткосрочном периоде.

Анализ совокупного предложения в кейнсианской модели основан на следующих утверждениях:

· экономика находится в ситуации неполной занятости ресурсов;

· номинальные величины (цены, номинальная заработная плата и др.) медленно реагируют на рыночные колебания;

· реальные величины (объем выпуска, занятость и др.) подвижны и быстрее реагируют на рыночные колебания.

Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде являются длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы, продолжительность действия контрактов на поставки (сырья, материалов, готовой продукции) и др.

В краткосрочном периоде объем совокупного предложения зависит главным образом от величины совокупного спроса. В условиях неполной занятости ресурсов и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают прежде всего изменения объема предложения и лишь в последствии могут отразиться на уровне цен. Усилия государства по увеличению объема производства должны идти по линии стимулирования совокупного спроса посредством фискальной и денежной политики. Например, посредством увеличения государственных расходов, снижения налогов, расширения предложения денег.

Промежуточный участок. Экономика находится в состоянии, приближающемся к полной занятости ресурсов. В отдельных отраслях ресурсы уже полностью заняты, в других отраслях наращивание производства за счет использования свободных ресурсов еще возможно. В целом расширение производства сопровождается повышением цен на факторы производства. Следовательно, растут издержки, и для сохранения прежнего уровня прибыльности фирмы повышают цены на продукцию. В данной ситуации увеличение объема производства сопровождается некоторым ростом цен.

Вертикальный участок (классический). Экономика находится в состоянии полной занятости. Это соответствует неоклассической концепции, согласно которой рыночный механизм в автоматическом режиме обеспечивает полную занятость ресурсов. Данная ситуация характерна для долгосрочного периода. Если все ресурсы заняты, то все фирмы одновременно не могут увеличить объем производства. Для одной конкретной фирмы это возможно, но за счет привлечения новых ресурсов в ущерб другой фирме. Для привлечения дополнительных ресурсов данная фирма предлагает за них более высокие цены и, тем самым, уменьшает количество ресурсов, остающихся на долю других фирм, которые в итоге вынуждены сокращать производство и/или уходить с рынка. Возросшая конкуренция на рынке ресурсов стимулирует рост цен на них, в то время как общий объем выпуска в стране не меняется.

Анализ совокупного предложения в классической теории основан на следующих утверждениях:

· конкурентность рынков;

· объем выпуска зависит только от объема производственных факторов и технологии, но не зависит от уровня цен;

· изменения в факторах и технологии происходят медленно;

· экономика находится в состоянии полной занятости, следовательно, реальный объем выпуска равен потенциальному;

· цены и номинальная заработная плана – гибкие, и их изменения поддерживают рыночное равновесие.

Объяснение формы кривой совокупного предложения в классической модели связано с анализом рынка труда. Рост уровня цен снижает реальную заработную плату. Следовательно, так как рабочие и бизнес реагируют на изменение именно реальной, а не номинальной заработной платы, спрос на труд превысит предложение. Это вызовет рост номинальной заработной платы. В результате реальная заработная плата повысится до исходного уровня, что восстановит равновесие на рынке труда и прежний уровень занятости. Следовательно, объем выпуска практически не изменится. При снижении уровня цен реальная заработная плата повысится, что увеличит предложение труда, но снизит спрос. Может возникнуть безработица. Рационально мыслящие работники перед угрозой безработицы предпочтут получать более низкую номинальную заработную плату, тем более что снизившийся уровень цен позволяет наполнить ее прежним количеством товаров и услуг. Номинальная заработная плата снизится вслед за остальными ценами, а реальная упадет до исходного уровня. Это поднимет спрос на труд до первоначального уровня, равновесие на рынке труда восстановится. Занятость и объем выпуска останутся без изменений. В данной ситуации возможна только добровольная безработица. Корректировка номинальной заработной платы происходит быстро. Поэтому при любом изменении уровня цен совокупное предложение остается неизменным в размере потенциального выпуска.

Сдвиги кривой совокупного предложения возможны только при изменении факторов производства или технологии. Если таких изменений нет, то кривая AS в долгосрочном периоде фиксируется на уровне потенциального выпуска.

 

Факторы, приводящие к смещению кривой совокупного предложения (неценовые факторы совокупного предложения):

1. Изменение цен на ресурсы. Повышение цен на ресурсы приводит, при прочих равных условиях, к росту издержек и снижению объема предложения, что выражается в левостороннем смещении кривой. Понижение цен действует в обратном направлении.

2. Изменение технологии, изменение уровня производительности ресурсов.

3. Изменение налогообложения бизнеса.

 

 

Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

Равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике демонстрируется точкой пересечения AD и AS.

Возможны три варианта:

1. Равновесие при неполной занятости ресурсов (объем выпуска увеличивается, уровень цен остается прежним).

2. Равновесие в состоянии, близком к полной занятости (объем выпуска увеличивается, уровень цен увеличивается).

3. Равновесие в условиях полной занятости (объем выпуска не меняется, уровень цен увеличивается).

 

 

 

Особенности восстановления макроэкономического равновесия, нарушенного вследствие увеличения совокупного спроса показаны ниже.

 

а) б) в)

 

 

На кейнсианском участке кривой AS (а) расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к увеличению реального объема производства (от Y1 к Y2) и занятости без повышения уровня цен (Р1). На промежуточном участке (б) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема производства (от Y3 к Y4) и к повышению уровня цен (от Р3 до Р4). На классическом участке (в) все ресурсы используются полностью, и расширение совокупного спроса (от AD5 до AD6) приведет к повышению уровня цен (от Р5 до Р6), а реальный объем производства останется без изменения, т.е. не выйдет за пределы потенциального выпуска.

Обратное смещение кривой совокупного спроса дает так называемый эффект храповика. Этот эффект заключается в том, что цены легко идут вверх при повышении совокупного спроса, но при снижении совокупного спроса они не снижаются. Возможные причины эффекта храповика:

· неэластичность заработной платы,

· монопольная власть, которая позволяет бизнесу противостоять снижению цен в период снижения спроса.

 

 

Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен P1 и реальном объеме производства Y1. Напомним, что несмотря на то что это равновесное состояние, оно может находиться далеко от уровня полной занятости. Предположим, что совокупный спрос увеличивается до AD2, например, в результате роста государственных расходов (правительство поставило задачу увеличить равновесный выпуск до Y2). При увеличении совокупного спроса от AD1 до AD2 равновесное положение сместится от Е1 до Е2, реальный объем производства возрастет от Y1 до Y2, а уровень цен – от Р1 до Р2. Таким образом, новое макроэкономическое равновесие устанавливается при более высоком уровне цен Р2 и при более высоком уровне реального выпуска Y2.

Если же совокупный спрос передвинется затем в первоначальное положение (например, правительство не может больше поддерживать высокий уровень государственных расходов) - движение от AD2 до AD1, то точка равновесия не вернется в положение Е1. Возникнет новое равновесие Е3, при котором уровень цен Р2 сохранится, а объем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Y3. Таким образом новое равновесие сочетает высокие цены и уменьшившийся объем выпуска, то есть ситуация значительно ухудшилась по сравнению с первоначальной.

 

ШОКИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Шоками спроса и предложения называются резкие изменения спроса и предложения, которые приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня (уровня полной занятости либо равновесного уровня).

Возможные причины шоков:

1. Шок со стороны совокупного спроса может возникнуть в результате:

a) резкого изменения денежной массы (например, резко изменилось предложение денег или скорость их обращения);

b) резких колебаний инвестиционного спроса и др.

2. Шок со стороны совокупного предложения может возникнуть в результате:

a) резких скачков цен на ресурсы (так называемые ценовые шоки, например, нефтяной шок);

b) стихийных бедствий, которые привели к утрате части ресурсов и уменьшению производственного потенциала;

c) усиления активности профсоюзов, приведшего к резкому повышению оплаты труда;

d) изменений в законодательстве, в том числе в налогообложении.

Появление шоков в экономике способствует активизации стабилизационной политики государства.

Стабилизационная политика – действия государства, направленные на смягчение колебаний, вызванных шоками, на восстановление равновесного объема производства и соответствующего уровня занятости.

 

Пример: шок предложения в результате роста цен на ресурсы (скажем, на нефть). Он приводит к тому, что общий уровень рыночных цен в экономике начинает повышаться по сравнению с равновесным значением, а объемы производства, напротив, падать. Без государственного вмешательства экономика постепенно стабилизируется, она приспосабливается к новым условиям. В условиях неполной занятости ресурсов фирмы начнут выпускать больший объем товаров и услуг, что в результате понизит цены и вернет уровень занятости и выпуска к исходному значению. Недостатком самостабилизации экономики является тот факт, что процесс приспосабливания экономики может происходить достаточно длительный промежуток времени, что затягивает спад в экономике.

Центральный банк и правительство также могут воздействовать на состояние экономики и нейтрализовать спад. Первый действует посредством увеличения предложения денег, а второй – ростом государственных расходов и созданием дополнительных рабочих мест. В то же время такие меры приводят в большинстве случаев к еще большему росту цен. Таким образом, экономика в данном случае имеет две альтернативы: самостоятельно переживать спад на фоне безработицы при относительно менее высоких ценах или государственное вмешательство для поддержания уровней занятости и выпуска на оптимальном уровне при росте общего уровня цен.

 

 

 

Кейнсианская и неоклассическая экономическая теория по-разному подходят к проблеме макроэкономического равновесия. Неоклассики исходят из того, что рынок автоматически обеспечивает полную занятость вследствие гибкого реагирования ценового механизма. Следовательно, в точке пересечения кривых спроса и предложения объем производства равен потенциальному объему производства.

Согласно концепции Кейнса равновесие спроса и предложения не совпадает, как правило, с полной занятостью, так как полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Следовательно, равновесный объем производства меньше потенциального.

Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений. Они имеют разных субъектов, которые руководствуются разными мотивами.

 

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ

Получаемый доход направляется на потребление и сбережение. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего уровня доходов. Сберегается часть дохода, которая остается от потребительских расходов.

Функция потребления может быть описана следующим образом:

C = α + β(Y –T),

где:

С – потребительские расходы,

Y – доход,

T – налоговые отчисления,

α – автономное потребление (потребление, величина которого не зависит от текущего располагаемого дохода),

β – предельная склонность к потреблению.

Располагаемый доход = (Y –T).

В дальнейшем изложении для простоты, абстрагируемся от налогообложения и предположим, что располагаемый доход равен доходу.

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume) – МРС - соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода.

МРС=ΔС/ΔY

Рассмотрим динамику предельной склонности к потреблению с помощью числового примера:

Месяц Доход (Y) Расходы на потребление (С) Предельная склонность к потреблению (МРС) Сбережения (S) Предельная склонность к сбережению (МРS)
- -
90:100=0,9 10:100=0,1
80:100=0,8 20:100=0,2
70:100=0,7 30:100=0,3
50:100=0,5 50:100=0,5

 

Величина МРСколеблется от 0 до 1.

0 < МРС < 1

Как видно из приведенного примера, по мере роста дохода предельная склонность к потреблению снижается. Это явление названо Кейнсом основным психологически законом. По его словам «Основной психологический закон, на который мы может положиться не только apriori, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».

Средняя склонность к потреблению - АРС (average propensity to consume) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.

APC=C/Y

Функцию сбережений можно описать следующим образом:

S = - α+ (1-β)*(Y-T)

где:

S – сбережения (в частном секторе),

Y – доход,

T – налоговые отчисления,

α – автономное потребление,

β – предельная склонность к сбережению.

 

Предельная склонность к сбережению - MPS (marginal propensity to save) – доля прироста сбережения в изменение располагаемого дохода

MPS=ΔS/ΔY

Средняя склонность к сбережению (average propensity to save) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают.

APS=S/Y

Количественно предельная склонность к сбережению – величина, дополняющая предельную склонность к потреблению до единицы.

Доказательство: если C+S=Y, то ΔC/ΔY+ΔS/ΔY=1

Основной психологический закон Кейнса действует не только на микро-, но и на макроуровне.

В краткосрочном периоде по мере роста текущего располагаемого дохода средняя склонность к потреблению убывает, а средняя склонность к сбережению возрастает. В долгосрочном периоде средняя склонность к потреблению стабилизируется.

Величины потребления и сбережений относительно стабильны, если государство не предпринимает специальных действий по их изменению (в том числе посредством налогообложения).

 

СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ

Сбережения – источник инвестиций. В равновесной экономике их величины должны совпадать (одно из макроэкономических тождеств).

Проблема в том, что сбережения и инвестиции, как правило, имеют разных субъектов. Весьма значительна роль сбережений домашних хозяйств, не являющихся предпринимательскими фирмами. Планы инвестиций и сбережений, имея разных субъектов и разные цели, не корреспондируются.

Мотивы сбережений домашних хозяйств:

1. Покупки дорогостоящих товаров;

2. Обеспечение в старости;

3. Страхование от непредвиденных обстоятельств;

4. Обеспечение детей и т.п.

Мотив инвестиций – максимизация прибыли.

 

Факторы, от которых зависят инвестиции:

1. Ожидаемая норма прибыли (рентабельность предполагаемых капиталовложений).

2. Альтернативные возможности капиталовложений, и, следовательно, уровень процентной ставки (если норма процента выше ожидаемой нормы прибыли, инвестиции не проводятся).

3. Уровень налогообложения.

4. Уровень инфляции. При галопирующей инфляции – перспективы инвестиций неопределенные.

5. Изменения в технологии производства;

6. Наличный основной капитал;

7. Экономические ожидания;

8. Динамика совокупного дохода.

 

Предельная склонность к инвестированию – доля прироста расходов на инвестиции в изменении дохода.

γ = ΔI/ΔY

У Кейнса инвестиции – функция нормы процента (как у классиков), а сбережения – функция дохода. Динамика потребления и сбережения домашних хозяйств определяется, в основном, величиной и динамикой располагаемого дохода. Влияние процентной ставки вторично. Таким образом, объем и динамика сбережений и инвестиций определяются разными факторами. Проблема в том, что эти объемы и динамика для равновесия экономики должны совпадать.

Национальный доход использованный = расходы на потребление + инвестиции. При этом потребления является функцией дохода. Национальный доход произведенный = расходы на потребление + сбережение. При этом сбережение – функция дохода. Следовательно, инвестиции=сбережения. Инвестиции, как функция нормы процента должны равняться сбережениям, являющимся функцией дохода.

Отличия кейнсианской модели макроэкономического равновесия от неоклассической:

1. В классической модели невозможна длительная безработица. Модель предполагает равновесия только в ситуации полной занятости. Нарушенное равновесие быстро восстанавливается в результате действия рыночного механизма посредством гибкого реагирования цен и ставки процента. У Кейнса равенство I = S может осуществляться и при неполной занятости.

2. Классическая модель предполагает существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Согласно кейнсианской концепции рыночный механизм не может обеспечить автоматически полной занятости. При падении спроса на продукцию не цены снижаются, а производство сокращается, провоцируя неполную занятость.

 

ТЕОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

Автономные и производные расходы. Автономные расходы не зависят от динамки национального дохода. Производные или индуцированные расходы, напротив, зависят от динамки национального дохода.

Фактические и планируемые расходы. Планируемые расходы – объем средств, который все экономические агенты планируют истратить на приобретение товаров и услуг. Реальные расходы – объем израсходованных на приобретение средств по факту. Планируемые инвестиции – объем средств, который экономические агенты намерены капитализировать. Фактические инвестиции включают еще и незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в случае неожиданных изменений уровня реализации товара.

Инвестиции играют решающую роль в определении общего объёма занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведёт к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент Кейнс назвал мультипликатором (термин был заимствован из теории мультипликатора занятости Куна). Мультипликатор - соотношение между ростом инвестиций, с одной стороны, и ростом занятости и дохода — с другой.

k = DY/DI

где: k — мультипликатор;

DY — прирост дохода;

DI — прирост инвестиций.

 

Чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше мультипликатор, тем выше занятость и доход. Таким образом, увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода на величину в «k» раз большую, чем первоначальный рост инвестиций.

k=1/MPS или k=1/(1-MPC)

DY= k*DI

Мультипликатор показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

Мультипликатор автономных расходов – аналогичен мультипликатору дохода. Равновесный объем выпуска может колебаться в соответствии с изменениями величины любого элемента совокупных расходов.

DA=D(α+I+G+Xn),

где:

DA – общее приращение автономных расходов.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению автономных расходов.

m=DY/DA,

где:

m – мультипликатор автономных расходов.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост совокупного дохода превосходит первоначальный прирост автономных расходов. Следует отметить, что мультипликационный эффект работает и на расширение, и на сжатие.

 

КЕЙНСИАНСКИЙ КРЕСТ

Представленный ниже график демонстрирует кейнсианскую модель макроэкономического равновесия, исходя из эффективного совокупного спроса. По вертикали откладываются все планируемые расходы, по горизонтали – доход, которому в условиях равновесия должны соответствовать реальные расходы. Точки C0, I0, G0 – автономные потребительские, инвестиционные и государственные расходы (от внешнего мира в целях представленного графика можно абстрагироваться). Биссектриса демонстрирует ситуацию равенства доходов и расходов, сбережений и инвестиций (ее любая точка означает АЕ=АS). Линия планируемых потребительских расходов С при пересечении биссектрисы показывает точку, соответствующую равенству доходов и расходов – равновесный доход Y1. Однако совокупный спрос не ограничивается потребительским спросом. Добавляем инвестиционный спрос и получаем линию C+I с соответствующим равновесным доходом Y2, который больше Y1. Затем добавляем спрос со стороны государства и получаем объем равновесного дохода Y3.