Уровень и основные виды инфляции
Инфляция измеряется, как правило, индексами цен, т.е. процентным отношением средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. В мировой практике применяются индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен — дефляторы ВНП, индексы экспортных и импортных цен и др.
Индекс оптовых цен исчисляется для трех групп товаров: конечных товаров, готовых для использования, но не проданных потребителям; промежуточных товаров; сырья, подготовленного для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции фирм.
Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя (в США это 265 товаров и услуг по 85 городам страны). В общем виде его можно представить так:
Под индексами цен-дефляторов ВНП понимается группа индексов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ — лишь с входящими в потребительскую корзину.
Согласно индексам цен инфляция подразделяется на виды. В каждой конкретной стране, в конкретный период количество таких видов может быть различным. Так, если диапазон ползучей (умеренной) инфляция в 70-е годы в США и Западной Европе оценивается от 3 до 10 %, то в 80-е — в пределах 4—6 % в год. В таких условиях сохраняется стоимость денег, и поэтому для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах.
В табл. 18,1 показаны темпы роста потребительских цен в промышленно развитых странах мира, динамика которых в последнее десятилетие укладывается в рамки умеренной инфляции.
Рост потребительских цен, %
Таблица 18.1
страны | Года | ||||||||
1960-72 | 1972-80 | 1980-85 | |||||||
США | 2,9 | 8,8 | 6,8 | 2,0 | 4,0 | 4,8 | 5,4 | 4,2 | 3,0 |
Япония | 5,7 | 9,9 | 3,6 | 0,5 | 0,7 | 2,3 | 3,1 | 3,3 | 2,1 |
Германия | 3,1 | 5,0 | 4,2 | -0,2 | 1,3 | 2,8 | 2,7 | 3,5 | 4,8 |
Великобритания | 4,7 | 15,1 | 9,0 | 3,4 | 4,9 | 7,8 | 9,5 | 5,9 | 5,4 |
Италия | 4,2 | 16,0 | 15,1 | 6,0 | 5,1 | 6,3 | 6,4 | 6,4 | 5,4 |
Второй вид—галопирующая инфляция. При ней цены начинают удваиваться, утраиваться ежегодно (рост цен на 20—200 % в год). Такая инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости активов. Она заставляет банки отказывать в предоставлении ссуды с фиксированным процентом, а предпринимателей — не заключать контракты на основе индексации. Этот вид инфляции можно проиллюстрировать с помощью показателей динамики цен в странах Восточной Европы (табл. 18.2).
Показатели динамики цен в странах Восточной Европы, %
Таблица 18.2
страны | Года | ||||||
прогноз | |||||||
Польша | 585,8 | 70,3 | 43,5 | 35,3 | 32,0 | 25,0 | 21,0 |
Чехия | 9,8 | 56,7 | 11,1 | 20,8 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Словакия | 10,6 | 61,2 | 10,0 | 23,7 | 14,0 | 13,0 | 12,0 |
Венгрия | 28,9 | 35,1 | 23,0 | 22,5 | 19,0 | 23,0 | 20,0 |
Болгария | 23,8 | 338,5 | 91,0 | 72,8 | 96,0 | 80,0 | 60,0 |
Румыния | 5,1 | 174,5 | 210,3 | 256,1 | 160,0 | 50,0 | 30,0 |
Главная особенность галопирующей инфляции состоит в том, что она незаметно перерастает в наиболее опасную (как в экономическом, так и в социальном плане) разновидность инфляции — гиперинфляцию, при которой рост цен достигает десятикратного или большего ежегодного увеличения (если точнее, то более 1000 % в год или более 50 % в неделю). Гиперинфляция представляет собой экстраординарный период, на протяжении которого нестабильность цен становится столь значительной, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводит к дезорганизации производства и рынка, а также к перераспределению доходов и богатства в обществе. Она оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость и денежное обращение. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обращения. В Германии в 1923 г. цены выросли более чем в триллион раз.
На этом примере обычно иллюстрируется эффект, который получил название бегство от денег. Оно представляет собой стремление сэкономить на реальных остатках, достигающее значительных масштабов в случаях, когда из-за быстрой инфляции хранение денег становится дорогим делом. Динамика этого процесса показана в табл. (18.3.).