Уровень и основные виды инфляции

Инфляция измеряется, как правило, индексами цен, т.е. процен­тным отношением средневзвешенных цен одного периода к средне­взвешенным ценам базового периода. В мировой практике применя­ются индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен — дефляторы ВНП, индексы экспортных и импорт­ных цен и др.

Индекс оптовых цен исчисляется для трех групп товаров: конеч­ных товаров, готовых для использования, но не проданных потреби­телям; промежуточных товаров; сырья, подготовленного для даль­нейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции фирм.

Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину сред­него городского жителя (в США это 265 товаров и услуг по 85 горо­дам страны). В общем виде его можно представить так:

Под индексами цен-дефляторов ВНП понимается группа индек­сов, характеризующих изменение рыночных цен на важнейшие ком­поненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ — лишь с входящими в потребитель­скую корзину.

Согласно индексам цен инфляция подразделяется на виды. В каж­дой конкретной стране, в конкретный период количество таких ви­дов может быть различным. Так, если диапазон ползучей (умерен­ной) инфляция в 70-е годы в США и Западной Европе оценивается от 3 до 10 %, то в 80-е — в пределах 4—6 % в год. В таких условиях сохраняется стоимость денег, и поэтому для предпринимателей от­сутствует риск заключения контрактов в текущих ценах.

В табл. 18,1 показаны темпы роста потребительских цен в промышленно развитых странах мира, динамика которых в последнее десятилетие укладывается в рамки умеренной инфляции.

Рост потребительских цен, %

Таблица 18.1

страны Года
1960-72 1972-80 1980-85
США 2,9 8,8 6,8 2,0 4,0 4,8 5,4 4,2 3,0
Япония 5,7 9,9 3,6 0,5 0,7 2,3 3,1 3,3 2,1
Германия 3,1 5,0 4,2 -0,2 1,3 2,8 2,7 3,5 4,8
Великобритания 4,7 15,1 9,0 3,4 4,9 7,8 9,5 5,9 5,4
Италия 4,2 16,0 15,1 6,0 5,1 6,3 6,4 6,4 5,4

 

Второй вид—галопирующая инфляция. При ней цены начинают удваиваться, утраиваться ежегодно (рост цен на 20—200 % в год). Та­кая инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимате­лей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки то­варов и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости ак­тивов. Она заставляет банки отказывать в предоставлении ссуды с фиксированным процентом, а предпринимателей — не заключать кон­тракты на основе индексации. Этот вид инфляции можно проиллюс­трировать с помощью показателей динамики цен в странах Восточ­ной Европы (табл. 18.2).

Показатели динамики цен в странах Восточной Европы, %

Таблица 18.2

страны Года
прогноз
Польша 585,8 70,3 43,5 35,3 32,0 25,0 21,0
Чехия 9,8 56,7 11,1 20,8 10,0 10,0 10,0
Словакия 10,6 61,2 10,0 23,7 14,0 13,0 12,0
Венгрия 28,9 35,1 23,0 22,5 19,0 23,0 20,0
Болгария 23,8 338,5 91,0 72,8 96,0 80,0 60,0
Румыния 5,1 174,5 210,3 256,1 160,0 50,0 30,0

 

Главная особенность галопирующей инфляции состоит в том, что она незаметно перерастает в наиболее опасную (как в экономи­ческом, так и в социальном плане) разновидность инфляции — гипе­ринфляцию, при которой рост цен достигает десятикратного или боль­шего ежегодного увеличения (если точнее, то более 1000 % в год или более 50 % в неделю). Гиперинфляция представляет собой экстраор­динарный период, на протяжении которого нестабильность цен ста­новится столь значительной, что начинает доминировать в повсед­невной жизни, приводит к дезорганизации производства и рынка, а также к перераспределению доходов и богатства в обществе. Она ока­зывает разрушительное воздействие на объем национального произ­водства, занятость и денежное обращение. Деньги фактически теря­ют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обращения. В Германии в 1923 г. цены выросли более чем в триллион раз.

На этом примере обычно иллюстрируется эффект, который получил название бегство от денег. Оно представляет собой стремление сэкономить на реальных остатках, достигающее значительных масштабов в случаях, когда из-за быстрой инфляции хранение денег становится дорогим делом. Динамика этого процесса показана в табл. (18.3.).