Дефицит государственного бюджета и его причины
Когда расходы госбюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.
Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются по сути отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей:
1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.
3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходитза счет:
• обращения государства за кредитом к национальным банкам;
• превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;
• выпуска государственных ценных бумаг — облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.
Рассмотрим последствия такого покрытия бюджетного дефицита. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие — к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.
При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.
Формой внутреннего долга наряду с обязательствами перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, который остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.
Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внутреннего долга, как перед банками, так и перед населением, имеют много общего. Такой долг изымает свободные денежные ресурсы и тем самым ведет к удорожанию кредита. Использование займов для вливаний в экономику может перекрыть недостаток инвестиционных ресурсов. Этому может способствовать и политика дешевых денег Центрального банка, целью которой является снижение учетной ставки процента.
Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.
Именно с такими проблемами столкнулась сегодня российская экономика.
4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвется, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счет печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.
Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них — усиление дифференциации населения.
Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, которые платит все население. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится еще больше.
Можно ли считать данный факт достаточно серьезным, чтобы перестать прибегать к средствам населения для покрытия бюджетного дефицита? Если деньги населения используются эффективно и они способны задействовать инвестиции, то это повлечет увеличение совокупного спроса, а вместе с ним и рост жизненного уровня, рост занятости. В данном случае доходы богатых также будут приумножаться быстрее, чем у остального населения, но сложившуюся ситуацию можно расценивать как более благоприятную.
Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь видятся два пути: или добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга, или, когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.
Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.
Управление государственным долгом включает следующие меры:
• эффективное использование средств заимствования;
• поиск средств для выплаты долга;
• нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача — не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия ее будут направлены лишь на погашение долга.
Внешний долг часто соизмеряется с поступлениями от внешнеторговой деятельности, которая приносит стране валюту, необходимую для выплат по внешним обязательствам. Если такие платежи составляют 20—30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится затруднительным.
Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющих за отведенный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплату по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доход ность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций.
Как погасить обязательства по государственному долгу при недостаточности доходов от его размещения? Решение проблемы включает в себя несколько тактических направлений; отказ от долга или части его; использование новых заимствований для выплаты прежних долгов; пролонгирование долга; его конверсия; продажа безнадежных долгов.
Отказ от долгов считается неразумной мерой, так как подрывает репутацию государства. В последующем оно уже не сможет рассчитывать на получение кредитов. К использованию новых заимствований для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги.
Пролонгирование долга предполагает продление срока выплаты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Для государства более выгодна переструктуризация долга, при которой он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т.д. В счет долга возможно предоставление прав пользования морской хозяйственной зоной и других привилегий. Продажа безнадежных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Так, сегодня Россия пытается продать долги, которые не могут вернуть ее должники: Куба, Вьетнам, Индия и т.д. Такие долги продаются со значительной «уценкой». Страна, продающая долги, выигрывает время для получения необходимых средств.
Государственный долг существенно меняет состояние денежногo рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство покрывает долг за счет печатного станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается снижением покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, уменьшает количество обращающихся денег, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост. Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный банк может проводить политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его проплаты. Государство может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение во время погашения долговых обязательств.
Для того чтобы избежать всех названных последствий, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета. Современные экономические школы представили три концепции балансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:
• бюджет нуждается в ежегодном балансировании;
• балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла;
• балансирование бюджета не является самоцелью финансовой политики государства. Она должна стать следствием формирования эффективной экономики.
Практика ежегодного балансирования бюджета выявила существенный недостаток — усиление циклических колебаний. Реально такая практика просуществовала до 30-х годов. Затем стали применяться концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуды циклических колебаний. Кейнсианские программы рекомендуют во время спада прибегать к государственному долгу, за счет которого и финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъема. Такого рода манипулирование значительно облегчает и сокращает время экономического кризиса, балансирование бюджета в данном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу.
Представители теории экономики предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заключается в другом — в создании эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях высоки будут налоговые поступления, значительно повысится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой.
Приведенный аргумент был бы достаточным, если бы государство имело твердые ограничения в росте своих расходов. Но такие преграды, выставляемые обычно парламентом, могут преодолеваться, тем более что потребности финансирования государственных начинаний постоянно возникают. Проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается, а остается и при эффективном рынке. Эта проблема учитывается при разработке экономической политики государства и ее составной части — финансовой политики, важным элементом которой является фискальная политика.