Антициклическая политика государства
Экономическая политика государств развивалась главным образом как антикризисная, антициклическая. Проработан широкий арсенал направлений, мер по регулированию цикла. В этом арсенале
сегодня — инструментарий фискальной политики, средства монетарной политики и, наконец, меры прямого воздействия на пропорции воспроизводства — программирование и планирование национальных экономик.
Фискальная политика воздействует стабилизирующе на цикл уже масштабами государственных расходов, закупок товаров и услуг. Доля государственных расходов в ВВП в 1993 г. колебалась от 34,9% в Японии до 73,5% в Швеции1. Государственные закупки товаров и услуг—устойчивая к конъюнктурным колебаниям часть совокупного спроса ЧНП. Однако фискальная политика воздействует на цикл не только масштабами, но и содержанием. С точки зрения воздействия на цикл она может быть либо поощрительной, экспансионистской, либо сдерживающей, реструктурной.
Монетарная политика в ее теперешнем значении сложилась в связи с переходом от золотого стандарта к кредитным и бумажным деньгам, не разменным на золото. В условиях золотого стандарта количество денег в обороте не оказывало выраженного воздействия на " цикл: чрезмерное количество уходило в сокровище и оттуда восполнялись добавочные потребности в деньгах. Другое дело — деньги, не разменные на золото. Они подвержены инфляции, что препятствует их переходу в сокровище. Поэтому количество денег становится фактором воздействия на цикл. Ученые считают, что при денежной массе в размерах 70—60% от потребностей оборота общественное вос-' производство еще может самоподдерживаться, а при 30% — уже нет.
Снабжение субъектов экономики деньгами происходит не через эмиссию, а путем «создания денег банками», через многодепозитное расширение банковских избыточных резервов. При этом деньги либо предлагаются под низкие проценты (экспансионистская политика), либо проводится политика дорогих денег (рестриктивная политика), когда субъекты экономики вынуждены платить за деньги высокие проценты.
Экспансионистской монетарной политикой государства пользуются на нисходящей ветви цикла, рестриктивной — на восходящей. ! Среди достоинств антициклической монетарной политики выделяются ее гибкость, мобильность: ссудный процент может быть изменен немедленно. Считается, что монетарная политика особенно действенна по отношению к инвестициям —важнейшему движителю совокупного спроса.
Правительства, борясь с кризисом, цикличностью, сочетают мероприятия фискальной и монетарной политик (например, экспансионистской фискальной политики с политикой дешевых денег). Однако широко признано, что сами по себе фискальная и монетарная политики не в состоянии избавить капитализм от цикличности, кризисов. Они не «ремонтируют» диспропорции в сфере производства. Косвенно, через налоги и государственные закупки, они подталкивают производство к равновесию, но вызывают при этом не только желательные, но и нежелательные последствия. Например, стимулирующая фискальная политика своим побочным эффектом имеет рост процентных ставок, что сокращает инвестиции, т.е. тот же совокупный спрос, увеличение которого — цель экспансионистской политики. Положительный эффект политики как бы сам собой подрывается.
Что касается политики дорогих денег, то, проводимая в условиях подъема, она повышает обменный курс валюты страны, а значит, удорожает товары данной страны при пересчете цен в денежные единицы других стран. Экспорт сокращается, торговый баланс становится пассивным, и государству приходится решать, пользоваться ли данным вариантом монетарной политики для сглаживания цикла. Причем при сочетании мер фискальной и монетарной политик не только накладываются друг на друга желательные эффекты, но соединяются также и нежелательные эффекты обеих политик.
Представители различных научных школ давали свои рекомендации по совершенствованию антициклической политики. Дж.М. Кейнс исследовал все формы эффективного спроса, но в итоге пришел к тому же выводу, что и К.Маркс: цикличность экономики зависит от инвестиций. Подобно Марксу, за колебаниями инвестиций он увидел норму прибыли («предельную эффективность капитала»). Но у Кейнса — психологическое видение нормы прибыли в форме ее ожиданий капиталистами (продукт психологического состояния, настроений). Подъем он объясняет чрезмерным оптимизмом капиталистов, закрывающих глаза на нарастающий избыток товаров, рост издержек и другие симптомы. Однако первые же неплатежи ввергают предпринимателей в панику, когда даже прибыльные инвестиции
кажутся им убыточными, — отсюда кризис. По Кейнсу, когда многие рынки неконкурентны и капитализм лишен механизма саморегуляции, необходимы фискальная, а также кредитно-денежная антициклическая политика государства.
Упор в кейнсианстве делается на фискальную политику, дефицитное финансирование (на нисходящей ветви цикла), на создание и расширение государственного спроса, а также (через налоговые ставки) — инвестиционного и потребительского спроса. Кредитно-денежная политика (предложение денег и процентная ставка) нацелена на повышение инвестиционного спроса. Но она считается кейнсианцами менее действенной, чем фискальная, ее механизм состоит из слишком многих звеньев, при переходе от звена к звену нарастают искажения, нежелательные эффекты.
М. Фридмен и монетаристы считают, что современная конкуренция, как и раньше, обеспечила бы стабильность капитализма, если бы не неоправданное вмешательство государства. Его дискреционная фискальная и даже кредитно-денежная политики часто дают от-
? рицательный эффект. Одним из действенных факторов экономической активности монетаристы признают предложение денег. Оно прямо, минуя ссудный процент, воздействует на экономику. Кризисы, цикличность часто вызываются хаотическим регулированием предложения денег государством. Фискальная и кредитно-денежная политики (в их сложившемся виде) могут быть заменены монетарным правилом: ежегодным расширением денежной массы в том же темпе, в каком растет ВНП, т.е. на 3—5%. Это сняло бы и цикличность, и инфляцию.
Общий подход монетаристов к государственному фискальному и кредитно-денежному регулированию разделяют и другие школы, примыкающие к неоклассическому направлению. Причем сторонники экономики предложения главным в политике снижения налогов видят увеличение масштабов производства (через нераспределенную прибыль корпораций, сбережения, инвестиции), а также (через рост располагаемой заработной платы) усиление стимулов к труду. Этот рост предложения, с их точки зрения, обеспечивает расширение рынкаи преодоление цикличности.
Правительства широко используют инструменты фискальной и монетарной политики, разработанные в основном кейнсианским направлением. Р. Рейган с достаточным успехом применил в США в начале 80-х годов положения экономистов — сторонников экономики предложения. Используются некоторые рекомендации монетаристов по установлению «потоков» размеров денежной массы и в других странах. Но ни одно правительство не строит свою антикризисную, антициклическую политику в полном объеме на рекомендациях одной теории. Как правило, каждая такая политика есть комбинация наиболее эффективных мер, предлагаемых разными школами.
Экономическая необходимость подводит к прямому регулированию пропорций общественного воспроизводства, целевому их обеспечению инвестиционными интервенциями государства.
Для прямого обеспечения пропорций общественного воспроизводства используется прежде всего государственная собственность в сфере производства и инфраструктуры. Однако она нигде не доминирует. Поэтому развитые страны практикуют и другие пути прямого направления пропорций воспроизводства.
Широко используются методы индикативного планирования. Так, во Франции планирование введено декретом Ш. де Голля еще в 1946 г. и совершенствовалось десятки лет. Здесь не только осуществляется тщательная состыковка мероприятий фискальной и монетарной политик. Государство воздействует на пропорции общественного воспроизводства, совершенствует их. Рыночный фактор формирования пропорций — цены — находится под особым вниманием государства. В нескольких жизненно важных отраслях (газ, электроэнергия, транспортные услуги и т.д.) существуют государственные цены. При либерализации цен устанавливаются верхние и нижние границы их изменений. Запрещены перепродажи товаров по завышенным ценам, обеспечивается строгая ценовая маркировка на все товары, население широко информируется о ценах и т.д.
Другой путь в самых динамичных экономиках — японской, южнокорейской и некоторых других. Они развиваются через полюса роста: государство сворачивает даже еще доходные, конкурентоспособные отрасли, переключая ресурсы на новейшие, самые прогрессивные. Отсюда — опережающее развитие стран, в которых хозяйственная структура изменяется «снизу», выход на самые передовые позиции, успешная конкуренция с лидерами, включая США. В планировании используются пятилетние планы и различные программы; проводятся объединения, разукрупнения, реорганизации фирм и отраслей, другие прямые воздействия на пропорции, цикличность. Проявления цикличности здесь в общем слабее, чем в других странах.
В последнее время много говорят о кризисе экономики в России, | но положения теории о циклических кризисах к нему не относятся. | Данный кризис порожден распадом СССР и сообщества социалисти-| ческих стран, разрывом производственных связей и этого ранее еди-1 ного хозяйственного комплекса; разрушением существовавших экономических форм, институтов до развертывания новых; ошибками в приватизации, аграрных и других преобразованиях; оставшихся в наследство от социализма устаревшей морально и изношенной физически материально-технической базой производства; отсутствием политики защиты отечественного товаропроизводителя; перекосами в макроэкономических пропорциях бывшего СССР; непомерными налогами. В итоге за 90-е годы объемы ВВП и промышленного производства сократились вдвое, а объем инвестиций — в четыре раза1. Удельный вес оплаты труда в объеме ВВП сократился в 1995 г. до 22,3% (в сравнении с 60—80% в развитых странах), составив 37% от уровня 1990 г.2.
Падение производства намного превысило рекордные для капитализма показатели кризиса 1929—1933 гг. Причем кризис в РФ не санировал, а ухудшил структуру национальной экономики. По данным межотраслевых балансов, произошла технологическая деградация общественного производства. Свертывался современный технологический уклад, повысилась доля реликтовых укладов XIX и i первой трети XX в. Еще более гипертрофирован топливно-энергетический комплекс, упала доля машиностроения и строительства, АПК, производства промышленных товаров и услуг3. Специалисты предупреждают об угрозе потери конкурентоспособности отечественной промышленностью не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Многие из них ставят вопрос о принципиальных изменениях в социально-экономической политике.
Альтернатива данному кризису — не переход к очередной фазе цикла, а реализация стратегии экономического роста применительно к условиям нашей страны.