Государственный бюджет и государственный долг.

Государственный бюджет и государственный долг.

Лекция 8. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

1. Финансовая система: сущность и функции.

1. Финансовая система: сущность и функции.

 


Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой называется финансовой политикой.

 

Функции финансов.

1) Функция аллокации ресурсов, связанная с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может предоставить частный сектор. Например, армия, дороги, водопровод и т.д.

2) Аккумулирующая – состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства.

3) Регулирующая – осуществляется в стимулировании деятельности хозяйствующих субъектов.

4) Распределительная – формирование денежных средств и их использование через бюджет, социальное страхование и т.д.

5) Контрольная – обеспечение правильности взимания налогов и их использование по назначению.

 

Субъектами финансовых отношений является государство, фирмы, различные объединения и отдельные граждане.

 

В финансах различают три составные части:

1. Финансы населения – состоят из доходной части, образованной первичными доходами семьи, и расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

2. Децентрализованные финансы – находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

3. Централизованные (государственные) финансы – это главная часть всей финансовой системы; они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит и государственный бюджет.


 

 


Бюджет – это смета доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета – это налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, неналоговые доходы, рентные платежи и т.д.

Расходные статьи бюджета – это финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

 

Различают три состояния государственного бюджета:

1) нормальное – если расходная часть бюджета = доходной;

2) дефицитное – когда расходы превышают доходы;

3) профицитное – если доходы превышают затраты.

 

Причины дефицита госбюджета:

– падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшение прироста НД;

– уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет;

– увеличение бюджетных расходов;

– непоследовательная финансово-экономическая политика.

 

Меры по снижению дефицита госбюджета:

– переход от финансирования к кредитованию;

– постепенная ликвидация дотаций убыточных предприятий;

– снижение расходов на управление государством;

– изменение системы налогообложения;

– повышение роли местного бюджета.

 

Существует четыре традиционных способа покрытия дефицита госбюджета:

1. Выпуск государственных займов.

2. Ужесточение налогообложения.

3. Секвестр, т.е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям.

4. Производство денег (сеньораж печатных денег).

 

Государственный долг – это сумма, накопленная за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальдо бюджетов.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценных бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Внутренний государственный долг – это задолженность Правительства данной страны ее гражданам.

В случае, когда государство прекращает платежи по своим долгам наступает дефолт.

Дефолт – это банкротство государства-должника.