Теории международной экономической интеграции.

Тема 10. Интеграционные процессы и их формы.

Региональная интеграция: сущность, условия и цели. Теории международной экономической интеграции. Формы интеграционных объединений: преференциальные торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Принципы оценки интеграции.

Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран: механизм управления, структурная политика и политика в области сельского хозяйства, отношение с третьими странами, совместные финансовые институты. Региональная интеграция. Европейский Союз (ЕС). Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА).

Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран: Интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки, Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), интеграционные группировки стран Африки.

Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой: Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), Содружество Независимых Государств (СНГ).

 

1. Теории международной экономической интеграции.

2. Формы интеграционных объединений.

3. Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран.

4. Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран.

5. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой.

 

В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.

Представители раннего неолиберализма (1950-1960 гг.) - швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.

Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.

В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого - американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.

Представители структурализма - шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.

В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого - американский экономист Ричард Купер и др. - в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый - интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй - интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон.

Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и считают, что создание и функционирование международных экономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским ученым Яном Тинбергеном.

В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции.

Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX века, а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция- это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется следующими существенными признаками:

− взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

− широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, научных и опытно-конструкторских разработках на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

− глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

− целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.

Истоки интернационализации хозяйственной жизни уходят в эпоху первоначального накопления капитала, Великих географических открытий конца XV и начала XVI вв., в эпоху развития нового класса, стремящегося к расширению рынка, как в национальных рамках, так и в мировом масштабе. Эти явления дали толчок интернационализации хозяйственной жизни и созданию единого мирового рынка.

Предпосылками и факторами интеграции экономической жизни в мире являются.

1) интернационализация производительных сил путем повсеместного распространения технологического способа производства посредством обмена средствами производства и технологическими знаниями, проявление интернационализации через МРТ;

2) возрастание масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленными товарами

3) международное перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической деятельности в различных странах.

4) международное сотрудничество в форме сферы услуг, которая развивается быстрее, чем сфера материального производства;

5) быстро растущий международный обмен научно-техническими знаниями.

6) возрастающие масштабы международной миграции рабочей силы.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

1. интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разному роду ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

2. экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

3. интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.