Защита 03.06.2014

Задание

на курсовуюработу

подисциплине:«Курсовое проектирование 1»

Направление подготовки 100400.62 «Туризм»

Профиль подготовки: «Технология и организация туроператорских

и турагентских услуг»

Студентке группы А/БТУ-11-013курс

 

Пономаренко Елене Вадимовне

Темакурсовойработы:

Разработка религиозной экскурсии «Возрождение веры»

Целеваяустановка:разработать религиозную экскурсию по Артёмовскому городскому округуи г. Владивостоку.

Основныевопросы,подлежащиеразработке(исследованию):

1.Введение.Обоснованиеактуальностиизначениетемы.Целиизадачиработы.

2.Основныевопросы,подлежащиеразработке(исследованию):

1)Дать определение религиозной экскурсии и рассмотреть её особенности.

2) Провести анализрелигиозныхэкскурсий по России и Приморскому краю.

3)Разработать религиозную экскурсию по Артёмовскому городскому округу

и г. Владивостоку «Возрождение веры» дляФГБОУ ВПО «ВГУЭС» в г.Артеме.

3.Заключение,вкоторомсодержатсявыводыирекомендацииотносительновозможностипрактическогопримененияматериалов работы.

Основнаялитература:(согласноприложению).

Объемкурсовойработы–неменее25машинописныхлистов(через1,5интервала).

 

Дата выдачи задания – 02.11.13

Календарный график работы:

Введение – 16.11.13

Основная часть:

Раздел 1 (теоретическая часть) –23.12.13

Раздел 2 (исследовательская часть) –10.03.14

Раздел 3 (опытно-практическая часть) –19.04.14

Заключение – 12.05.14

Предварительная защита –19.05.14

(при общей готовности всех разделов работы не менее, чем на 95%)

Защита 03.06.2014

Руководитель курсовой работы

заведующий кафедрой: ________________ Л.С. Самохина

Аннотация

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составляет 39 страниц. Курсовая работа содержит 5 рисунков, 6 таблиц, 4 приложения.

Ключевые слова: экскурсионная деятельность, экскурсия, русский парк, историческая деревня, Приморский край, г. Уссурийск.

Объект исследования – экскурсионная деятельность.

Предмет исследования – экскурсия «Русский исторический парк «Изумрудная долина».

Целью курсовой работы является разработка экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная долина».

Методы исследования, используемые в курсовой работе: анализ, аналогия, метод обобщения, сравнительный метод, аналитический метод.

В первом разделе изучены теоретические аспекты экскурсоведения.

В ходе исследования рассмотрены:

– экскурсионная деятельность;

– классификация экскурсий;

– методика подготовки новой экскурсии.

Во втором разделе был проведен анализ аналогичных экскурсий в исторических парках России «Царицыно» и «Измайлово».

В третьем разделе была разработана экскурсия «Русский исторический парк «Изумрудная долина».

В ходе разработки экскурсии:

– составлено полное описание экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная долина»;

– произведена калькуляция затрат на экскурсию;

–составлена путевая информация к экскурсии.

 

Содержание

Введение
1 Анализ существующих объектов подобного типа
1.1
 
 
   
   
Заключение
Список использованных источников
Приложение А.Схема маршрута экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная долина»
Приложение Б.Врата Острога в русском историческом парке «Изумрудная долина»
Приложение В. Избушка Бабы-Яги в русском историческом парке «Изумрудная долина»
Приложение Г. Каркасное жилище в русском историческом парке «Изумрудная долина»
   

 

Самостоятельная работа студентов структурно соотнесена с содержанием курсового проекта, состоящего из разделов «Проектирование в дизайне среды», «Основы эргономики в дизайне среды», «Компьютерные технологии в проектировании среды», призванных развернуто продемонстрировать три основных аспекта дизайн-деятельности по созданию средового объекта выбранной тематики.

 

Индивидуальное задание по выбранной студентом теме курсового проекта №1. В рамках самостоятельной работы студентами осуществляется разработка и развитие дизайн-проекта по теме курсового проекта, разработка смежных разделов курсового проекта. Осуществляется индивидуальное обсуждение с преподавателем результатов в контексте разрабатываемой студентом идеи композиции. Текущие аттестации фиксируют процент выполнения объема курсового проекта на основание графика курсового проектирования. Работа завершается творческой защитой студентом курсового проекта.

 

 

Введение

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное пла­нетарное социально-экономическое и политическое явление, в значи­тельной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных ви­дов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобиле­строением.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Огромный историко-культурный потенциал нашей страны представляет неограниченные возможности для туристско-экскурсионной деятельности.

Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта. Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

Цельюкурсовой работы является разработка экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная долина».

Задачи курсовой работы:

– изучить теоретические аспекты экскурсоведения;

– проанализировать экскурсии в природно-исторические парки России;

– разработать экскурсию «Русский исторический парк «Изумрудная долина».

Объектом курсовой работы является – исторические парки России.

Предметом курсовой работы является экскурсия «Русский исторический парк «Изумрудная долина».

Методы исследования, используемые в курсовой работе: анализ, аналогия, метод обобщения, сравнительный метод, аналитический метод

Информационной базой исследования явились отечественная литература, материалы специализированных периодических изданий, словари, библиографические записи Интернет-ресурсов. В процессе исследования использовались книги и пособия: Матюхиной Ю.А., Хуусконен Н.П., Емельянова Б.В., Долженко Г.П., Дурович А.П., Кушнаревой И.Ю. и др.

 

1 Теоретические аспекты экскурсоведения

1.1 Экскурсия как вид деятельности

В настоящее время экскурсионная деятельность выполняет социально значимую роль, имеет свою историю, профессиональные кадры, отличается разнообразием и видом форм, тематикой.

Экскурсионная деятельность – это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения.

Экскурсия – вид туристического продукта, представляющего наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях. Экскурсии позиционируются, как один из главных видов активного отдыха туристов.

Экскурсант – потребитель экскурсионных услуг, лицо, посещающее страну (место временного пребывания) в познавательных, учебных, религиозных и иных целях на период менее двадцати четырех часов без ночевки и использующее услуги экскурсовода (гида).

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительской работы среди населения [1]. Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музеев, транспортных, зрелищных и других организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги (например экскурсии), то есть являются туроператорами. Туроператор планирует и создает маршрут, программу и пакет услуг городских и загородных экскурсионных туров для экскурсантов на групповой или индивидуальной основе.

Экскурсия одновременно является и видом деятельности и формой общения. Она содержит в себе педагогическую, психологическую и логическую составляющую. В ходе проведения экскурсии человек познает, ощущает определенную гамму эмоций и логически структурирует полученную информацию, делая свои выводы.

Для познавательности важен принцип наглядности, который заключается в демонстрации объектов и использовании экспонатов «портфеля экскурсовода».

Используются как наглядные предметы, так и изобразительные средства, словесно-образная наглядность. Сущностью экскурсии является органическое и неразрывное единство в ней показа с рассказом.

Экскурсионный рассказ – условное название устной части экскурсии. Рассказ комментирует увиденное экскурсантом и поясняет то, чего в данный момент он видеть не может.

Разрабатывается он индивидуально, с учетом лексики разговорной речи и в виде монолога. Рассказ должен быть тематическим, конкретным, связным, логичным, кратким, доступным и убедительным. При этом он также должен сохранять научность и связь с реальными объектами.

Иногда рассказ экскурсовода прерывается репликами экскурсантов. Их не стоит игнорировать, но и не отвлекаться от основной темы рассказа. Необходимо спокойно разъяснить вопрос или заявление автору реплики. Лучше всего заранее условится, что вопросы задаются в конце экскурсии. Крайне важно, чтобы устная речь экскурсовода трансформировалась в зрительные образы. Для этого необходимо строить предложения реконструирую события, добавлять отрывки из художественных произведений и следить за техникой речи, голосом, дикцией, выразительностью.Экскурсионный рассказ зависит от скорости передвижения. Пешеходная экскурсия предполагает более длительный, углубленный рассказ. Также рассказ должен быть четко подчинен показу, дополнятся зрительным показом, задействовать воображение экскурсантов.

Основные признаки экскурсионной деятельности представлены на рисунке 1.

Основные признаки экскурсии
Протяженность во времени
Наличие экскурсионной группы
Наличие экскурсовода
Осмотр экскурсионных объектов
Определенная тема
Наличие цели и задач
Разработка экскурсионного маршрута

 

 


Рисунок 1 – Основные признаки экскурсионной деятельности

Из рисунка 1 следует, что общими признаками для всех экскурсий является: протяженность во времени (от 45 минут до 3-5 часов); наличие экскурсионной группы (экскурсан-

тов или (индивидуалов); наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию; показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного расположения; целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии); разработка маршрута для экскурсионной группы.

И.Ю. Кушнарева, в учебном пособии «Работа гида туристских групп на транспортных маршрутах», выделяет следующие признаки экскурсионной деятельности, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Основные признаки экскурсионной деятельности

Признаки экскурсии Характеристика признаков
Протяженность по времени проведения Протяженность по времени проведения экскурсии составляет от одного академического часа до суток
Наличие экскурсантов Наличие группы или индивидуалов
Наличие экскурсовода, гида-переводчика Наличие специалиста в определенной отрасли знаний
Показ экскурсионных объектов Первичность зрительных впечатлений
Передвижение экскурсантов по заранее составленному маршруту Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту
Целенаправленность показа объектов Наличие определенной темы экскурсии

Отсутствие хотя бы одного из выше перечисленных признаков лишает права назвать проводимое мероприятие экскурсией [29].

Любая экскурсия – результат взаимодействия трех элементов: экскурсантов, экскурсовода и экскурсионного объекта. Чем активнее их взаимодействие, тем эффективнее проходит экскурсия.

1.2 Классификация экскурсий

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре экскурсионных

работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относится к концу двадцатых годов. Ученый экскурсионист В.А. Герд говорил о своем варианте классификаций форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, то есть помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах) [1].

 

Классификация экскурсий и ее компонентов представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Классификация экскурсий

Название экскурсии Компоненты экскурсии
По содержанию Обзорные (многоплановые) и тематические
По составу и количеству участников Индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, школьников и др.
По месту проведения Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких)
По способу передвижения Пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
По продолжительности От 1 часа 45 минут до суток
По форме проведения Прогулка, спектакль, лекция, концерт и др.

Каждая экскурсия, представленная в таблице 2и присущие ей компоненты имеют свою специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческуюподтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д. [9].

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

– экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

– экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

– экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

– экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

– экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

– экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

– экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

– экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

– учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

– пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

– показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определеннуюподтему и т. д.;

– рекламная экскурсия.

Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.

1.3Методика подготовки новой экскурсии

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя: определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

Экскурсионная методика – совокупность способов эффективного проведения экскурсии, правила и методические приемы экскурсионной деятельности.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий изложение материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения и постановки ее целей. Это помогает разработчикам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Цели, задачи и формы проведения экскурсий представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Цели, задачи и формы проведения экскурсии

Цели Задачи Формы проведения
Отдых Культурный отдых и развлечение Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов и т.п. Экскурсия–концерт Экскурсия-Прогулка
Учебная Усвоение обучающимися знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Экскурсия–Урок
Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседы в туристском походе, путевая экскурсионная информация
Культурно- просветительская Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия
Культурно- воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия

Данные таблицы свидетельствуют о том, что: в настоящее время экскурсия как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. Экскурсия, в значительной степени, обогатилась по содержанию и формам проведения, и характеризуется как неотъемлемая часть воспитательной и культурно-массовой работы.

 

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

– разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

– подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

На рисунке 2 представлены основные этапы подготовки новой экскурсии

Утверждение экскурсии
Разработка экскурсии
Основные тапы подготовки новой экскурсии
Предварительная работа

 


Рисунок 2 – Основные этапы подготовки новой экскурсии

Согласно данным рисунка 2, предварительная работа – это подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).

Ю.А. Матюхина выделяет 16 этапов подготовки новой экскурсии:

– определение целей и задач экскурсии;

– выбор темы;

– отбор литературы и составление библиографии;

– определение других источников материала;

– изучение источников (литературных, архивных, статистических и т.д.);

– знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;

– отбор и изучение экскурсионных объектов;

– составление маршрута экскурсии;

– обход или объезд экскурсионного маршрута;

– подготовка контрольного текста экскурсии;

– комплектование «портфеля экскурсовода»;

– выбор методических приемов проведения экскурсии;

– составление методической разработки;

– получение заключения по тексту и методической разработки (независимая экспертиза);

– прием (сдача) экскурсии;

– утверждение экскурсии.

Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводом индивидуальных текстов.

Заключительный этап – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

Требования экскурсионной методики заставляют отбирать объекты, показа, непосредственно относящиеся к теме экскурсии.

Методика требует непрерывного совершенствования, заключающегося в пополнение знаний экскурсовода, разработка методической документации, «портфеля экскурсовода», практическое усвоение методических приемов, владение основами психологии и логики.

Вступление экскурсионного рассказа состоит из двух частей организационной и информационной. Первая часть призвана к ознакомлению с группой, вторая информированию экскурсантов о маршруте, продолжительности и целях. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах.

Отбор объектов завершается составлением карточки (паспорта) объектов.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

– наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

– историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

– местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т.д.);

– описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

– источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

– сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

– охрана памятника (на кого возложена);

– в каких экскурсиях памятник используется;

– дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры включаются сведения о наличии скульптуры, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии. Наличие карточек на все экскурсионные объекты, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников, делает их показ более активным.

При построении маршрута должно учитываться его время и экономичность при передвижении. Учитывается, как время показа и рассказа, так и время пауз. Необходимо преодолеть уличные шумы, максимально завладеть вниманием экскурсантов, предложив во время паузы просмотреть материалы из «портфеля экскурсовода», добавить нотку эмоциональности. Движение экскурсионного процесса намечается от показа к рассказу. Вначале экскурсанты должны ознакомится с объектом показа, а после услышать информацию о нем.

Принцип разработки маршрута экскурсии представлен на рисунке 3.

Предварительный осмотр маршрута экскурсии
Доступность объектов экскурсии
Наличие благоустроенных остановок
Небольшая длительность переездов
Доступность объектов экскурсии
Маршрут экскурсии
Правильность расположения объектов экскурсии
Их логическая последовательность

 

 


Рисунок 3 – Принцип разработки экскурсионного маршрута

Из рисунка 3 следует, что маршрут экскурсии строится по принципу правильности расположения объектов, их логическая последовательность, доступность, наличие благоустроенных остановок и небольшая длительность переездов. Производится обязательный объезд – предварительный осмотр маршрута экскурсии.

После выбора темы составления маршрута пишется контрольный текст экскурсии – черновой вариант основного рассказа, краткая характеристика оценки объектов экскурсии, точка зрения на события, связанные с ними. Текст требует краткости и красивого, литературного языка.

На следующем этапе происходит определение основной методики и техники показа и рассказа. Составляется методическая разработка – документ, характеризующий проведение экскурсии, методику и технику ее эффективного проведения. В разработке указываются маршрут, остановки, объекты показа, наименование подтем и перечень вопросов, организационные и методические указания.Затем составляется индивидуальный текст экскурсии.

Требования экскурсионной методики. Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.).

Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами.

Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который создает зрительную основу в раскрытии темы. Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек наблюдения.

Поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.

2 Экскурсии в природно-исторических парках России

2.1 Экскурсия в природно-исторический парк «Царицыно»

Для разработки экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная долина», были проанализированы аналогичные экскурсии в исторические парки «Царицыно» и «Измайлово».

Усадьба «Царицыно» – это великолепная старинная архитектура музея и огромный живописный парк, где по праздникам проводятся различные гуляния, костюмированные шоу и детские праздники.

Царицыно– дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада – Царицынскими прудами, с востока – комплексом оранжерей.

Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики», над созданием императорской резиденции в течение двадцати лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи – Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно – самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына. Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.

В наше время ведется реставрация архитектурных сооружений, благоустраиваются обширные пруды, приводится в порядок парк. В 1993 году на его основе учрежден Музей-заповедник «Царицыно».

Усадьба интересна не только своей старинной архитектурой, но и прекрасным парком, полностью подготовленным как к активному, так и к спокойному отдыху. Лесной ландшафт позволяет забыть о шуме и, не покидая пределы города, насладиться всеми прелестями природы.Природно-исторический парк «Царицыно» по праву считается одним из самых живописных среди особо охраняемых природных территорий Москвы. На его терри-

тории представлены не только различные по составу леса, но и на значительной площади раскинулись суходольные луга и водные поверхности, что создает возможности для обитания здесь большого числа редких для Москвы видов животных.

Основные достопримечательности парка представлены на рисунке 4.

Объекты культурного наследия (территория Государственного музея-заповедника «Царицыно», Бирюлевский дендропарк)
Памятник природы (Долина реки Язвенки)
Природные и озелененные территории (Парк имени А.И. Герцена, Бирюлевский лесопарк, Бутовский лесопарк, Видновский лесопарк)  
Основные достопримечательности природно-исторического парка «Царицыно»

 


Рисунок 4 – Основные достопримечательности природно-исторического парка

«Царицыно».

Природно-исторический парк «Царицыно» – территория, представляющая большую ценность и как место отдыха горожан в природном окружении, в котором особенно нуждаются жители такого огромного города, как Москва. Уникальный дворцово-парковый комплекс «Царицыно», исключительно разнообразная растительность парка, дендропарка и лесного массива, протяженная система прудов обусловили большие возможности для развития самых разнообразных видов отдыха – экскурсионного, культурного, спортивного, прогулочного и т.п.

Сегодня на территории природного парка регулярно проводятся лекции и экскурсии, экологические, фольклорные и спортивные акции и праздники, различные практикумы.

В музее проходят различные интерактивные программы для детей всех возрастов, проводятся обзорные, тематические и костюмированные экскурсии, работает культурно-образовательный центр.

С осени 2013 года аудитория музея может воспользоваться персональными планшетными компьютерами. Техническая новинка содержит в себе мультимедийную программу, которая предлагает провести виртуальный экскурсионные туры по парку.

Парк открыт для посетителей ежедневно c 6:00 до 24:00.

График экскурсионного обслуживания:

– вторник – пятница – с 11.00 до 18.00;

– суббота – c 11.00 до 20.00;

 

– воскресенье и праздничные дни – с 11.00 до 19.00.

Стоимость входных билетов представлена в таблице 3.

Таблица 4 – Стоимость входных билетов природно-исторического парка «Царицыно»

Название экскурсии Стоимость билетов для взрослых Стоимость билетов для детей от 7 до 17, инвалидов, пенсионеров
Большой дворец 300 руб. 30 руб.
Хлебный дом 300 руб. 30 руб.
Оранжерея 250 руб. 250 руб.

Природно-исторический парк «Царицыно» не только эколого-просветительная площадка, помимо всего прочего, это любимое место отдыха многих поколений москвичей.

2.2 Экскурсия в природно-исторический парк «Измайлово»

Измайловский парк (прежнее название – парк имени Сталина) – один из самых больших парков Москвы. Площадь парка занимает 1534 гектара. Измайловский парк состоит из двух неравных частей – парка культуры и большого лесного массива. Парк культуры и отдыха в районе Измайлово был создан в 1930-м году, в сталинские времена. В 1932-ом году один из лучших парков СССР стал именоваться парком имени Сталина, а в1956 году после 20-го съезда КПСС он снова стал Измайловским. В центральной части парка до сих пор возвышается большой памятник Ленину.

Природа парка довольно разнообразна. Лесной массив с юго-востока на северо-запад пересекает река Серебрянка, в долине которой сохранились участки пойменных лугов и низинных болот. В лесу протекает несколько ручьев, устроено 13 прудов, самый крупный из которых – Лебедянский.

Самая большая достопримечательность парка – вековые широколиственные леса, где большую площадь занимают березняки. Сосновые леса растут в основном в восточной части парка. У Красного пруда находится уникальная 130-летняя лиственничная роща. Наиболее ценные и хорошо сохранившиеся участки Измайловского леса – лиственник, ольшаники, дубрава, липняки – объявлены памятниками природы и сохраняются в естественном состоянии.

Среди травянистых растений в особой охране нуждаются лилии, ландыши, ирисы, орхидеи.

Разнообразен и животный мир природно-исторического парка. Здесь обитают кроты, ежи, ласки, куницы, зайцы и белки, гнездятся 65 видов птиц, в том числе совы, соколы, дят

 

лы, коростели, дрозды. Природно-исторический парк «Измайлово» привлекает тысячи горожан, которые приезжают и приходят сюда во все времена года. Этот огромный лесной массив предоставляет москвичам возможность и внутри многомиллионного города совершать продолжительные прогулки по лесным просекам, отдыхать на берегах живописных прудов, любоваться вековыми хвойными и широколиственными деревьями.

Территория природно-исторического парка «Измайлово» в настоящее время используется в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и просветительских целях. Среди распространенных здесь видов отдыха преобладающим является прогулочный, кроме того, отдельные участки территории парка освоены под развлекательный вид отдыха.

Основные направления эколого-просветительской деятельности природно-исторического парка «Измайлово» представлены на рисунке 5.

Основные направления эколого-просветительской деятельности Измайловского парка
Организация и проведение экскурсий  
Организация и проведение экологических праздников и акций  
Организация работы школьных и студенческих практик
Работа с общественными организациями  
Организация курсов пчеловодства
Организация работы экологических лагерей

 


Рисунок 5 – Основные направления эколого-просветительской деятельности природно-исторического парка «Измайлово»

На территории парка располагаются детские и спортивные площадки, уличные тренажеры, большое и малое колесо обозрения, различные комплексы аттракционов, стрелковый клуб «10 ярдов», игровые автоматы и настольный теннис. Все объекты находятся либо на Северной площади, либо в Центральной части парка.Работает детский досуговый центр «Светлячок» и павильон для игры в Айсшток.

В самом сердце парка, на полпути от Красного пруда к Лебедянскому, стоит нарядный, почти декоративный терем. Вокруг цветники, пышный сад, лужайки, большая пасека. Кроме пасеки и сада, здесь размещаются вольеры с белками, совами, филинами, а также аптекарский огород и экспозиция краснокнижных растений.

В весенне-летний сезон на территории парка работают три пункта проката спортинвентаря: на Северной площади, у Главного и Соколиного входов.К услугам посетителей: велосипеды, веломобили, роликовые коньки, средства защиты для пользователей роликовых коньков.В теплое время года около лодочной станции открывается причал Акваплана, а у Круглого пруда начинает работать автодром.

Вход в природно-исторический парк «Измайлово» бесплатный, а дополнительные услуги, предоставляемые парком, представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Дополнительные услуги, предоставляемые природно-историческим парком

«Измайлово»

Название услуги Стоимость услуги
Прокат взрослого велосипеда 150 руб./час
Прокат детского велосипеда 50 руб./час
Прокат роликовых коньков 100 руб./час
Игра в теннис 150 руб./час
Прокат веломобиля 200 руб./30 мин.
Катание верхом на лошади и пони 100 руб.
Катание в конной упряжке 100 руб., детям до 7 лет 50 руб.
Прокат лодок и катамаранов от 200 до 300 руб. в час
Большое колесо обозрения 120 руб.
Малое колесо обозрения 100 руб.
Автодром 120-140 руб.
Комплекс аттракционов от 100 до 300 руб.

Измайловский парк – это отличное место провести выходной день всей семьей или просто побродить одному, отдохнуть от городской суеты. Множество интересных аттракционов, познавательных экскурсий, прокат велосипедов, роликовых коньков, лодок, катамаранов, катание на лошадях и многое другое оставит в вашей жизни самые яркие и приятные воспоминания.

По сравнению с природно-историческим парком «Царицыно», в парке «Измайлово» бесплатный вход для посетителей, также представлен огромный выбор дополнительных услуг и развлекательных аттракционов, а также работает детский досуговый центр.

 

3 Разработка экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная

долина»

3.1 Описание экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная

долина»

Продолжительность экскурсии –6 часов (с учетом длительности движения и времени в остановках), протяженность 165 км (с учетом пути в оба конца).

В комплекс предлагаемых услуг входит: проезд на автобусе, экскурсионное сопровождение, услуги экскурсовода, страховка от несчастного случая.

Экскурсия начинается от филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС», далее – поездка в русский исторический парк «Изумрудная долина», завершение экскурсии – возвращение в филиал ФГБОУ ВПО «ВГУЭС».

Стоимость экскурсии на 1 человека (группа 10 чел.) – 1100 р.

Стоимость экскурсии на 1 человека (группа 40 чел.) – 850р.

В стоимость входит:

– сопровождение экскурсовода от филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС».

– транспортная экскурсия;

– входные билеты в парк;

– страховка.

Оплачивается дополнительно:

– обед по желанию (200–250р.).

Преимуществом экскурсии является:

– невысокие цены;

– экскурсия не требует больших материальных затрат;

– экскурсия дает возможность самого детального знакомства с местностью.

3.2 Калькуляция затрат, расчет цены на экскурсию «Русский

исторический парк «Изумрудная долина»

Калькуляция затрат на производство экскурсии, на ее организацию и реализацию, а также расчет цены на экскурсионную услугу является заключительным этапом подготовки экскурсионной программы для предложения ее на экскурсионный рынок.

Калькуляция – это определение стоимости одной единицы услуги (товара). Расчет цены на туристский продукт производится исходя из нормативной калькуляции себестоимости услуг.

При калькуляции себестоимости любой услуги (товара) важно обосновать калькуляционную единицу, принятую в качестве измерителя уровня затрат, так как потребительские свойства (качество) даже одноименной услуги (товара) бывают разные. Важно исчислить затраты на производство единицы товара или услуги строго определенной потребительской стоимости.

Цена маршрута «Изумрудная долина» определяется для туристов и экскурсантов, при условии, что:

– количество человек в группе 10 человек; 40 человек;

– общая продолжительность экскурсии – 6 часов;

– стоимость автобуса – 3900 р. (маленький автобусTOYOTAHIACE);

12000 р. (большой автобусHYNDAYUNIVERSE)

– работа экскурсовода – 300 р./час;

– постоянные расходы на группу – 10% от прямых затрат;

– планируемая прибыль – 15%.

– Стоимость билетов в парк «Изумрудная долина» – взрослые 200р.

Расчет стоимости экскурсии:

Стоимость автобуса: автобус на 10 чел. – 3900 р.; автобус на 40 чел. – 12000 р.

Стоимость входных билетов в парк «Изумрудная долина»: 200р. * 10 чел. = 2000 р.;

200 р. * 40 чел. = 8000 р.

Стоимость экскурсовода: 300 р. * 3 часа = 900 р.

Страховка: 30р. * 10 чел. = 300 р.; 30 р. * 40 чел. = 1200 р.

Прямые затраты: 3900 р. + 900 р. + 2000 р. + 300 р. = 7100 р.; 12000 р. + 900 р. +

+ 8000 р. + 1200 р. = 22100 р.

Накладные расходы 10% = 7100 р. * 10% = 710 р.; 22100 р. * 10% = 2210 р.

Себестоимость тура 7100 р. + 710 р. = 7810 р.; 22100 р. + 2210 р. = 24310 р.

Прибыль: 7810 р. * 15% = 1172 р.; 24310 р. * 15% = 3647р.

Налог на прибыль: 1172 р. * 20% = 234 р.; 3647 р. * 20% = 729 р.

Итого: 7810 р. + 1172 р. + 234 р. = 9216 р.; 24310 р. + 3647 р. + 729 р. = 28686 р.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный, относящийся к числу федеральных налогов и сборов. Ставка НДС – 18%

Общая сумма НДС составит:9216 р. * 18% = 1659 р.; 28686 р. * 18% = 5163 р.

Цена на группу (10 чел.): 9216 р. + 1659 р. = 10875 р.;

Цена на группу (40 чел.): 28686 р. + 5163 р. = 33849 р.

Цена на туриста: 10875 р. / 10 чел. = 1088 р.; 33849 р. / 40 чел. = 846 р.

 

Таблица 5 – Расчет стоимости экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная долина»

по калькуляционному методу учета затрат

Калькуляционные статьи Стоимость экскурсии на группу 10 человек, руб. Стоимость экскурсии на группу 40 человек, руб.
Стоимость автобуса 3900,00 12000,00
Прямые затраты 7100,00 22100,00
Накладные расходы 710,00 2210,00
Себестоимость тура 7810,00 24310,00
Прибыль 1172,00 3647,00
Налог на прибыль 234,00 729,00
НДС (18%) 1659,00 5163,00
Цена на группу 10875,00 33849,00
Цена на туриста 1088,00 = 1100 846,00 = 850

3.3 Путевая информация к экскурсии «Русский исторический парк «Изумрудная долина»

Вступление 5 минут: экскурсовод знакомится с группой экскурсантов, сообщает название экскурсии, знакомит экскурсантов с правилами поведения на маршруте и напоминает о соблюдении правил техники безопасности.

Следующая путевая информация будет изложена экскурсантам в процессе поездки до пункта назначения «Изумрудная долина».

Экскурсовод знакомит экскурсантов с историей города Артема.

История города Артема неразрывно связана с историей Приморского края. Интересна и удивительна история освоения и заселения территории нынешнего Артема, расположенной в долине на севере полуострова Муравьева – Амурского – на юге Приморского края. Это была заболоченная долина, покрытая густой тайгой. Из-за болот и гнуса эта территория еще долгое время представляла собой незаселенное пространство. И только в 1891 г. здесь возникает первое поселение русских людей – Угловое, в одной из бухт Амурского залива. Основателями были крестьяне – переселенцы с западных краев и областей России. После этого, в течение 1896 г. были основаны сразу два села – Кролевец и Кневичи.

Строительство Уссурийского участка Транссибирской железнодорожной магистрали оказало огромное влияние на развитие первых населенных пунктов на территории Артема.

В 1913 г. в районе 9-й версты Сучанской железной дороги были обнаружены выходы богатых угольных пластов. Это месторождение застолбил известный владивостокский предприниматель Лейба Шимон Скидельский.

По распоряжению Л. Ш. Скидельского одновременно были заложены три шахты и поселок на топкой почве – зыбунах. Эти каменноугольные копи получили название «Зыбунные», положив начало истории будущего города. 9 мая 1923 г. постановлением Дальревкома и решением Третейского суда все финансовые активы, предприятия и недвижимость, принадлежащие Скидельским, были национализированы. В этом же году состоялся митинг рабочих, на котором было принято решение присвоить руднику и поселку имя советского партийного деятеля Артема (Ф.А. Сергеева).

С 1924 г., рудник стал официально называться «Артемовские государственные каменноугольные копи». Со слов старожила и краеведа г. Артема З.М. Овчинниковой существовал документ, в котором уже за 20 ноября 1923 г. стоял штамп «Артемовские государственные каменноугольные копи». К сожалению, архивы города дважды горели, и найти документ не представляется возможным.

Вплоть до середины 20-х годов в почтовых отправлениях Зыбунный рудник Скидельского именовался как хутор ХодосевичаКневичанской волости Шкотовского уезда.

Григорий Захарович Ходосевич поселился в наших краях в 1907 г. Это был первый русский, разбивший хутор среди корейских фанз. Судьба Григория Ходосевича – это целая историческая эпоха, которая стала известна артемовцам благодаря стараниям и поисковой работе краеведов и исследователей г. Артема Ю.А. Тарасова, З.М. Овчинниковой, В.Н. Ковальчука.

В январе 1913 года среди болотных топей – зыбунов, как называли их местные жители, на одиноко стоящей березе был застолблен первый участок. Так, на 9-ом километре закладываются три шахты. А осенью того же года начинает строиться первая.

Работы велись китайской бригадой, которая заканчивает шахтовую проходку в начале 1914 года. В это же время закладывается вторая шахта. А через два года начинается проходка на шахте № 3.

Все три шахты были объединены в один рудник, получивший название “Зыбунный” и сохранивший до наших дней метку в истории города – девятый километр, давший свое название микрорайону города.Так начиналась история будущего Артема.

Один из старейших населенных пунктов на территории Артема – поселок Олений. Интересна его история. Название Олений – не единственное, прежде он, как и совхоз, назывался Майхэ. А еще ранее это был хутор Патюкова, дата основания которого разнится от 1887 года до 1912. В статье преподавателя, историка Ю. Тарасова приводятся следующие данные: “… племзверосовхоз “Силинский” организован на базе кулацкого хозяйства Патюкова, существовавшего здесь с 1912 года.”

Таким образом, история хутора началась задолго до начала XX столетия. Уже сам выбор места говорит о предпринимательских способностях матроса в отставке Михаила Патюкова. Именно здесь находился в то время перекресток основных путей сообщения (рек и троп), связывающих Владивосток и Шкотово с долинами рек Майхэ и Батальянза.

В 1891 году близ одной из бухт Амурского залива крестьяне основали селение Угловое – первое постоянное поселение русских людей. Спустя несколько лет были основаны села Кролевец (1896 г.) и Кневичи (1896 г.), названные так переселенцами в честь тех мест, откуда они прибыли. В отчете о переселении крестьян морем в 1896 году по данному поводу говорится следующее: «Переселенцы образовали в этом году четыре новых селения, в том числе деревни… Кневичи и Кролевец в долине реки Батальянза». Согласно этой ведомости в Кролевце поселились тринадцать семей из Кролевецкого, и пять семей из Новозыбковского уездов Черниговской губернии. Фамилий основателей села Кневичи выяснить, к сожалению, теперь уже нельзя. Они растворились среди первопоселенцев соседнего Кролевца. На роль переселенцев второй волны претендуют, как минимум, одиннадцать семей кневичан, среди них семьи Домницких, Кривенко, Сущенко, Назаренко, Олешко, Хрущ, Олейник и другие.

Примерно с октября 1907 года в церковных книгах появилось название «Батальянза», которое с 1 января следующего года употреблялось уже параллельно с официальным наименованием «Суражевка». Село названо так в честь Суражевского уезда Черниговской губернии, из которого вышли почти все его первоначальные обитатели. Все они являлись выходцами из с. Кожны Верещакской волости Суражевского уезда. В числе основателей села называются семьи Антона Корявченко, Фоки Борисенко, Никиты Голика (Голикова), получившего прозвище Щун.

Современная Суражевка – это целый тепличный городок, где выращиваются овощные культуры. 15 марта 1982 года здесь образовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ) «Дальневосточное». В 1988 году на базе Дальневосточного отдела НИИ овощного хозяйства в Суражевке создается Приморская овощная опытная станция. В ее структуре шесть подразделений.

Из всех населенных пунктов на территории г. Артема поселок Заводской самое новое и, пожалуй, самое молодое поселение, берущее свое начало со второй половины XX века.Долгое время территория близ села Кролевцы (где теперь расположен Заводской) была ровной площадкой. Здесь в годы Великой Отечественной войны находился учебный аэродром, на котором пилоты-курсанты отрабатывали технику и мастерство.В 1956 г. было принято решение строить на этом месте завод железобетонных изделий (ЖБИ) и строительных материалов. Это была стройка века, куда съезжались строители со всего Союза.В поселке строится крупнейшая на Дальнем Востоке Михайловская бройлерная птицефабрика. Так в короткий срок на пустующей площадке бывшего учебного аэродрома выросли крупные производственные предприятия.

С 1931 г. Артем стал основным поставщиком угля в Приморье. В 1932 году в Артеме началось строительство крупнейшей на Дальнем Востоке шахты № 3-Ц («Дальневосточная») и первой на Дальнем Востоке районной электростанции – Артемовской ГРЭС. На этой стройке ударно трудились комсомольцы, приехавшие из европейских районов страны. Электростанция была названа в честь С. М. Кирова.

Город Артем является детищем индустриализации конца 1920-1930-х годов.

Вольно-Надеждинское – село, административный центр Надеждинского района Приморского края, вместе с сёлами Кипарисово и Прохладное, посёлками Рыбачий, Де-Фриз и некоторыми другими, образовывает Надеждинское сельское поселение.

Село расположено на реке Шмитовка, в 6,5 километрах от её впадения в Амурский залив. Через село проходит федеральная трасса «Уссури» и транссибирская магистраль, на которой находится станция «Надеждинская», от которой отходит ветка на Тавричанку.

Надеждинский район образован в 1937 году. С 1937 года по 26 февраля 1940 года райцентром было село Вольно-Надеждинское. С 26 февраля 1940 года до 12 января 1944 года райцентром была деревня Тавричанка. С 12 января 1944 года, когда посёлок Раздольное из Ворошиловского (ныне – Уссурийского) района был передан во Владивостокский район, по 1 июня 1953 года, центром стал посёлок Раздольное. С 1953 года по настоящее время административным центром снова является село Вольно-Надеждинское.

Надеждинский муниципальный район находится на юге Приморского края. Граничит на севере с Уссурийским городским округом, на востоке – с Артёмовским городским округом, на юго-западе – с Хасанским районом, на юге граница района проходит по береговой линии Амурского залива. Общая протяженность границы Надеждинского муниципального района составляет примерно 214,1 км, из которых 172,5 км – сухопутная часть и 41,6 км – водная часть границы.

Общая площадь района –1 595,7 км.

Рельеф низкогорный. Долина реки Раздольная делит район на две части. Западная часть – Борисовское плато. На восток плато плавно понижается, заканчиваясь у долины реки. Восточная часть – отроги горной системы Сихотэ-Алиня с абсолютными отметками до

460 м.

Основные реки – Раздольная и её притоки: Ананьевка, Первая Речка, Вторая Речка, Нежинка, Перевозная, Кедровка и другие.

Административное деление в составе района: Надеждинское, Тавричанское, Раздольненское. В них входят 25 посёлков, 5 сёл, 2 посёлка.

Кипарисово – село в Надеждинском районе Приморского края, входит в состав Надеждинского сельского поселения.

Село Кипарисово образовано в 1899 г. Крестьянами-переселенцами, тогда же был отведен участок на 24 семьи (с 1892 по 1900 на месте села было единоличное хозяйство крестьянина Руденко). Основным занятием стало земледелие, разводили скот, работа на извозе при железной дороге. В 1908 г. Открыта 1-классная министерская школа. По переписи 1915 г. Проживала 61 семья, 399 человек. В полутора верстах от села находился стекольный завод, в одной версте – железнодорожный разъезд Кипарисово. В окрестностях села находилось 29 заимок и несколько хуторов. На жизнь села оказывал влияние стекольный завод и рабочий поселок капиталиста Пьянкова: около 1500 рабочих работало на заводе – они были выходцами не только из разных губерний России, но из-за границы. В настоящее время село состоит из двух населенных пунктов: основное – старое село Кипарисово-2 и центральная усадьба совхоза «Владивостокский» – Кипарисово-1. Стекольный завод в настоящее время закрыт. Развито частное предпринимательство, имеются частные магазины. Это связано с интенсивным развитием садово-огороднических обществ в районе с. Кипарисово.

Кипарисово-2 – поселок в Надеждинском районе Приморского края, вместе с селами Вольно-Надеждинское, Кипарисово-1, Прохладное и некоторыми другими входит в Надеждинское сельское поселение.

Кипарисово-2 расположено на Кипарисовке – левом рукаве реки Раздольной.

Раздольное – поселок в Надеждинском районе Приморского края, вместе с селами Нежино и Тереховка, поселками Оленевод, Алексеевка и др. образуют Раздольненское сельское поселение.

Село расположено на реке Раздольная примерно в 20 километрах от ее впадения в Амурских залив и вытянуто вдоль ее русла на 14 километров, что делает село самым протяженным в Приморье и одним из самых протяженных в России. Через село проходит федеральная трасса «Уссури» и транссибирская магистраль, на которой находится одноименная селу станция.

Раздольное является одним из старейших российских населенных пунктов на территории Приморского края. Начальник Суйфунского округа Занадворов в 1885 г. Дал указание выбрать место поселению и нарезать земельные участки. Образован крестьянами – переселенцами в 1866 г. Вопрос о наделении жителей землей был решен в 1885 г. И отведен на 60 усадеб по указанию начальника округа. В 1899 г. открыта 2-х классная церковно-приходская школа. Основным занятием жителей был извоз грузов между Владивостоком и Никольск-Уссурийском, частично занимались огородничеством. Подрабатывали на подвозке провианта, угля, дров, сена, сбывали мясо, овощи и молочные продукты стоящим в селении войскам. В селе находилась пароходная пристань. В 1882 г. сформирован стрелковый батальон, в 1891 г. преобразованный в 1-й сибирский стрелковый полк. По переписи 1916 г. в Раздольном проживала 121 семья с общей численностью 795 человек. В конце 1860-х из Астрахани прибыла семья Важжовых, Чешиных, Киричковых в 1877 г. Из Томской губернии прибыла семья Худяковых. Летом 1878 г. из Омской области по добровольному переселению приехала семья Корж – Леонтий Устинович, его жена Мария и сын – Семен 17 лет. Первопоселенцы – Хлебников, Бармин, Бурсов, Аносов, Новак. В 1870г. в южной части села и в 1900 г. в районе вокзала были построены кирпичные заводы, на общественные средства в 1886 г. был заложен деревянный храм во имя Казанской Иконы Божьей Матери, в 1893 г. под престол был подведен каменный фундамент. Во время русско-японской войны в селе действовал лазарет графини Е.В. Шуваловой, где проходили лечение раненые войны. К 1917 г. поселок являлся сельскохозяйственным и волостным центром. После гражданской войны были построены две школы, одна – при участии С.М. Буденного (служившего в военном гарнизоне), созданы леспромхоз и оленесовхоз, медицинский пункт и изба-читальня, клуб. Расширялось производство на кирпичных заводах. Сегодня Раздольное – крупный поселок и железнодорожная станция. На территории действует комбинат строительных материалов, кирпичный завод. Совхоз «Раздольненский» специализируется на выращивании овощей и картофеля.