Международное регулирование торговли.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.

ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ основывается на ряде принципов и норм:

− недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

− РНБ - режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

− использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

− снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

− предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

− разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

− взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%. К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран, С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО), Ее членами-основателями стала 81 страна. Несмотря на формальную преемственность, ВТО по ряду параметров отличается от ГАТТ:

1) ГАТТ представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.

2) ГАТТ использовалось как временный базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.

3) Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС), Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций.

Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач:

− продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию;

− оказание содействия сфере торговли услугами; в-третьих, ВТО нужно решить насколько она будет вовлечена в решение таких проблем, как: антитрестовские законы, ограничения для иностранных инвестиций, права наемных работников и защита окружающей среды.

После образования Всемирной торговой организации появляются настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.

 

6. Внешнеторговый баланс: структура, экономическое значение.

Внешнеторговый баланс страны - соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за определенный период времени. Внешнеторговый баланс включает фактически оплаченные и осуществленные в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам и по группам государств.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(по методологии платежного баланса)

 
  Миллиардов долларов США
Внешнеторговый оборот 145,0 149,9 155,6 168,3 212,0 280,6 368,9
Экспорт 82,4 105,0 101,9 107,3 135,9 183,2 243,6
Импорт 62,6 44,9 53,8 61,0 76,1 97,4 125,3
Сальдо торгового баланса 19,8 60,1 48,1 46,3 59,9 85,8 118,3
в том числе:              
со странами вне СНГ              
экспорт 65,4 90,8 86,6 90,9 114,6 153,0 210,1
импорт 44,3 31,4 40,7 48,8 61,0 77,5 103,5
сальдо торгового баланса 21,2 59,3 45,9 42,1 53,6 75,5 106,6
со странами СНГ              
экспорт 17,0 14,3 15,3 16,4 21,4 30,2 33,5
импорт 18,3 13,4 13,0 12,2 15,1 19,9 21,8
сальдо торгового баланса -1,4 0,8 2,2 4,2 6,3 10,3 11,7
  В процентах к предыдущему году
Внешнеторговый оборот 123,1 130,2 103,8 108,1 126,0 132,4 131,5
Экспорт 122,3 139,0 97,0 105,3 126,7 134,8 132,9
Импорт 124,1 113,5 119,8 113,4 124,8 128,0 128,7
из него:              
со странами вне СНГ              
экспорт 126,7 142,8 95,4 105,0 126,0 133,5 137,3
импорт 121,4 107,8 129,6 119,9 124,9 127,0 133,5
со странами СНГ              
экспорт 108,0 118,8 107,2 107,2 130,4 141,4 111,0
импорт 131,1 129,4 97,1 93,2 124,1 131,9 109,8