Государственное регулирование внешней торговли.
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики:
1. изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
2. изменение объема экспорта и импорта;
3. изменение структуры внешней торговли;
4. обеспечение страны необходимыми ресурсами;
5. изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Основные направления внешнеторговой политики:
- политика свободной торговли - государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Государство заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Последствия: государства становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Политика свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
- протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции, исключается свободное действие рыночных сил. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства, сокращается безработица. Но слишком длительное применение может привести к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Инструменты внешнеторговой политики:
Тарифные ограничения: таможенные пошлины и таможенные тарифы.
Таможенные пошлины классифицируются:
1) по способу взимания: таможенные пошлины чаще всего являются адвалорными, т.е. их величина рассчитывается в % от стоимости облагаемого товара. Существуют и специфические пошлины (устанавливаются в форме твердых ставок за единицу товара), и комбинированные.
2) по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные.
3) по характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные;
4) по происхождению: автономные (таможенный тариф, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для автономного тарифа характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа), договорной (таможенный тариф, ставки которого определяются на основе межправительственного соглашения и не могут изменяться в течение срока действия без обоюдного согласия сторон);
5) по типом ставок: постоянные, переменные.
Пошлины и тарифы выполняют функцию налога и утверждаются на уровне государства или торговых союзов.
Нетарифные методы регулирования международной торговли.
6) Количественные методы:
- квотирование;
- лицензирование;
- «добровольное» ограничение экспорта
7) Скрытые методы:
- технические барьеры;
- внутренние налоги и сборы - это меры, увеличения стоимости импортного товара на дополнительную величину сверх таможенной стоимости (это, например, НДС, акцизы);
- политика государственных закупок;
- требование о содержании местных компонентов
8) Финансовые методы:
- субсидии;
- экспортный кредит;
- антидемпинговые меры
9) Негосударственные методы:
- торговые договоры;
- установление режимов торговли. Режимы: режим наибольшего благоприятствования, преференциальный, режим беспошлинной торговли (в наименее развитых странах).