Международный рынок услуг.

Теория эффекта масштаба

В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынок сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем, реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

 

В мировом хозяйстве функционирует не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

Отличия от товаров в материальной форме: 1)они не осязаемы и не видимы 2) не поддаются хранению 3) производство и потребление совпадает по времени и месту

К сфере услуг относят:

− традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

− такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

− социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.

Структура торговли услугами подразделяется на три основные группы:

− транспортные услуги;

− туристские услуги;

− прочие коммерческие услуги, в том числе роялти, лицензионное вознаграждение, финансовые услуги, строительство, коммуникационные и другие предпринимательские услуги.

Наиболее динамичным ростом отличалась торговля профессиональными и деловыми услугами, в том числе телекоммуникационными и финансовыми услугами. Телекоммуникационные услуги, прежде всего поставляемые на основе цифровой связи, имеют огромный потенциал по интенсификации мировой торговли.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления.

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг - туризм, особенно международный. Число международных туристов постоянно растет, обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для России баланс валютных поступлений от туризма.

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг.

Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается.

Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России - 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.

Основными странами-лидерами в мировом экспорте услуг являются (1) США , (2) Великобритания, (3) Германия, (4) Франция, (5) Япония.

Ведущими импортерами услуг являются (1) США, (2) Германия, (3) Япония, (4) Великобритания, (5) Франция.

Тенденции:

− снижается доля транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле

− увеличивается доля туризма в экспорте услуг - обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма

− развитие финансовых услуг

− сокращение доли государственных услуг.