Сущность, формы, и современные тенденции развития международной торговли товарами.

Тема 6 Международная торговля товарами и услугами в мировом хозяйстве

Сущность, формы, и современные тенденции развития международной торговли товарами. Географическая и товарная структура международной торговли.

Международный рынок услуг.

Оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли.

Государственное регулирование внешней торговли: формы, тарифные и нетарифные методы. Политика свободной торговли. Протекционизм. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства. Виды таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

Внешнеторговый баланс: структура, экономическое значение.

 

1. Сущность, формы, и современные тенденции развития международной торговли товарами.

2. Теории международной торговли.

3. Международный рынок услуг.

4. Государственное регулирование внешней торговли.

5. Международное регулирование торговли.

6. Внешнеторговый баланс: структура, экономическое значение.

 

Международная торговля – сфера обмена товарами и услугами между продавцами ипокупателями различных стран, совокупность внеш. торговли различныхсубъектов мирового хозяйства. На мировом рынке товаров различают секторы топливно-сырьевых, сельскохозяйственных, промышленных товаров.

Формы международной торговли:

1. экспорт;

2. импорт;

3. встречная торговля – внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Факторы способствующие развитию международной торговли:

1. МРТ;

2. Интернационализация производства;

3. НТР и НТП;

4. ТНК и их деятельность;

5. Либерализация международной торговли, в том числе, переход многих стран к режиму отмены количественных ограничений импорта и снижению таможенных пошлин;

6. Образование СЭЗ.

Географическая структура международной торговли: Около 70% товарооборота приходится на промышленно развитые страны (США, Япония, Германия). В число крупнейших торговых держав также входят: Франция, Великобритания. Наиболее крупные - США: их доля в экспорте – 12,5%, а в мир импорте - 18%. В последние годы увеличивается доля развивающихся стран.

Азия. Совокупный экспорт этих стран уступает по объему только США (около 10%). В группе стран с переходной экономикой наиболее быстрыми темпами растет внешняя торговля Китая.

Неравномерность развития - раньше доля США– 1/3, сейчас –1/8. Увеличение в международном экспорте доли стран ЕС и Японии, которая с 1983 – лидер в экспорте машин и оборудования.

Товарная структура мировой торговли - тенденции:

− диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот;

− под влиянием НТП увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий;

− сокращается доля сырья и энергоресурсов;

− снижается удельный вес продовольствия.