Признаки монополии

Монополия – это такой тип строения рынка, при котором существует только один продавец.

Предприятие – монополист тождественен отрасли в том смысле, что он сталкивается с совокупным спросом всех покупателей.

Кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон (в отличие от кривой спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия, которая параллельна оси выпуска). Если совершенно конкурентное предприятие максимизирует прибыль изменяя лишь Q, то монополист – посредством изменения как Q так и Р.

 

1. Нет совершенных заменителей

Если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием имеют совершенные заменители (1-й признак), то заменители товаров монополиста менее чем совершенны. Т.е. перекрестная эластичность спроса по цене между продукцией монополиста и любой другой продукцией в другой отрасли0:

Т.е. реакция изменения спроса на товар монополиста при изменении цены на любой другой товар пренебрежимо мала.

2. Отсутствие свободы входа на рынок (отрасль)

Означает, что вход на рынок другим предприятиям представляется либо невыгодным, либо невозможным. Т.е. обязательное условие монополии – наличие входных барьеров в отрасль. Основные барьеры:

- наличие патента на товар или технологию у монополиста;

- правительственные лицензии или квоты на импорт;

- контроль монополиста над источником поставки сырья;

- наличие очень большой экономии от масштаба у монополиста (что делает других неконкурентоспособными);

- политика цен самого монополиста.

3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей

Если единственному продавцу противостоит единственный покупатель, то такой рынок называется двусторонней монополией.

4. Совершенная информированность субъектов рынка о рынке.

Означает, что и единственный продавец и все покупатели обладают совершенным знанием о всех параметрах рынка.

В условиях совершенной конкуренции каждое типичное предприятие отрасли продает продукцию по той цене, которая «навязана» отраслью в целом. Кривая спроса D совпадает с MR, AR параллельна Q на уровне этой цены. Ему не обязательно знать отраслевую кривую спроса. Достаточно лишь знать свою функцию затрат АТС и AVC, чтобы максимизировать прибыль.

У предприятия-монополиста кривая спроса на его продукцию одновременно является и кривой спроса отрасли, т.к. продавец один, имеет отрицательный наклон и не совпадает с MR и AR.

Помимо функции затрат монополист должен знать и кривую спроса на свою продукцию. Допущения так же условно, как и в слове совершенная конкуренция.

 

 

3Признаки монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма организации рынка, в которой предполагают черты совершенной конкуренции, но и имеются отдельные черты, характерные для чистой монополии.

К признакам, сближающим эту модель с моделью совершенной конкуренции можно отнести:

1. Множество продавцов и покупателей

Означает присутствие значительное количества небольших по размеру фирм (обычно несколько десятков), в отличие от сов.кон-и, где количество фирм исчисляется сотнями и тысячами. Тем не менее такое количество достаточно, чтобы:

1) Исключить возможность сговора;

2) Отдельная фирма имеет относительную возможность влиять на цену;

3) Отдельная фирма могла не учитывать возможную реакцию других на её действия;

2. Свобода входа и выхода

Означает относительно свободное проникновение и выход из рынка монополистической конкуренции вследствие достаточно большого числа фирм небольших по величине, что делает невозможным создание искусственных барьеров в большинстве случаев.

Однако, в отличие от сов.конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа, при монополистической конкуренции за счет возможности применения неценовых факторов (реклама, упаковка) появление барьеров все же возможно.

3. Совершенная информированность субъектов рынка о рынке.

Признак, сближающий модель монополистической конкуренции с чистой монополией.

4.Дифференциация продукта.

Означает различение продукции по любому из признанных покупателями параметру. Параметры дифференциации можно разделить на две группы:

1) Действительные параметры предполагают различия в физических и химических свойствах товара: например, зубная пата одной фирмы, но с разными химическими добавками (основание ценовой конкуренции)

2) Искусственные параметры:

· Различия в упаковке;

· Различия торговой марки;

· Использование рекламы;

· Условия реализации (быстрое обслуживание, доставка на дом, кредит);

· Местоположение (закусочная конкурирует лучше, если расположена в бойком месте);

(Основание неценовой конкуренции)

Дифференциация продукта является причиной того, что спрос имеет (-) наклон, как на продукцию монополиста.

 

Признаки олигополии

 

1. Однородность или неоднородность продукции

В олигополии продукция может быть как однородной (классическая олигополия), так и неоднородной (дифференцированная олигополия).

 

2. Немногочисленность продавцов

Небольшому числу продавцов противостоит множество мелких покупателей. Это означает, что каждый из покупателей в отдельности не оказывает влияние на цены. С другой стороны, поведение каждого из олигополистов может оказать существенное влияние на цены.

 

3. Широкий диапазон возможностей входа на рынок

Означает, что возможность входа на рынок варьируется от полностью блокированного (2 дуонолиста вступили в сговор и поделили рынок пополам) до совершенно свободного (при большом количестве олигополистов модель олигополии начинает напоминать модель совершенной конкуренции).