Признаки коммерческих самоуправляющихся предприятий.

Рис. 9.16. Регулируемая естественная монополия

Однако при такой цене у ряда производителей производство мо­жет оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей раз­личны издержки, то и цены тоже были бы разными.

В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под самыми различными (реальными или на­думанными) предлогами до уровня Рс. Поскольку государство стре­мится умерить "аппетит" естественных монополий, оно устанавлива­ет равную для всех цену на уровне средних издержек (Ра).

Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляе­мых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa< Qb), потребите­ли получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируе­мой естественной монополии (Qa > Qc).

Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". За соблюдением "справедливости" следят в США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по тор­говле между штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их деятельность давно служит излюбленным объектом критики для представителей классического либерализма.

Организация комиссий, направленных против монополий, таит в себе элементы монополиз­ма. Ответственными работниками этих комиссий становятся пред­ставители компаний-монополистов, которые, конечно, стремятся кон­тролировать самих себя на самых выгодных условиях.

Часто круп­ные фирмы выступают инициаторами внедрения государственного регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем самым надежную защиту от конкурентов и потребителей. Подобное "регулирование" саркастически называют "легальным картелем", который защищен государственной властью.

Политика дерегулиро­вания 70—90-х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких "ле­гальных картелей" и снижению потребительских цен.

 

 

1. равенство прав в управлении на основе равенства права голоса при голосовании;

2. прибыль принадлежит только трудовому коллективу (гос.кооп. – не включается);

3. доходы на вложенный капитал, если вкладчиком является участник кооператива, прежде всего должны реинвестироваться в новые основные фонды внутри предприятия;

4. вся информация о предприятии должна быть доступна всем его членам;

 

 

3Частные некоммерческие организации.

Такими называют различные добровольные благотворительные организации, которые предоставляют услуги аналогичные услугам правительства. В США их доля в национальном доходе составляет примерно 4%. К ним относят различные благотворительные фонды, природоохранные организации (Гринпис), ассоциации потребителей, фонды содействия инвалидам и участникам войн и т.д. Их учреждение, как правило, является результатом частной инициативы, а не политического процесса. Они имеют право заниматься коммерческой деятельностью, но, подобно госучреждениям, не могут распределять прибыль собственникам и управляющим. Они вправе использовать прибыль только в интересах организации.

Источники финансирования – частная коммерческая деятельность (освобождение от налогов):

· Пожертвования юридических и физических лиц (не облагает налогами);

· Субсидии государства;

· Добровольный труд (в США до 20% занятости);

Главная причина возникновения некоммерческих организаций – правительственная недостаточность. Правительство финансирует свои услуги через общую систему налогов, что, как правило, не обеспечивает предоставление услуг в том объеме и такого качества, которое затребовано социальным заказом.

 

4Государственные предприятия.

Собственность в таких случаях принадлежит только государству или (если это АО) – контрольный пакет (50% +1 акция или 51%). Деятельность направлена на получение прибыли.

Следует отличать государственные предприятия от государственных учреждений, которые преследуют внеэкономические цели и не участвуют в рыночном обмене (больницы, школы, милиция, общественные службы).

Причины возникновения гос.предприятий:

Французский экономист, бывший премьер министр Франции – Раймон Барр выделял следующие группы причин:

1. Исторические (Французское правительство конфисковало заводы «Рено» и «Берлиё», чьи хозяева сотрудничали с фашистами)

2. Финансовые. Государство стремится иметь стабильный источник доходов, поэтому устанавливает монополию на производство некоторых товаров массового спроса: табак, спички, водка.

3. Технические. Некоторые производства требуют огромных капиталовложений, их деятельность может сильно повлиять на общеэкономическую ситуацию,поэтому возникают проблемы с передачей таких производств в частный сектор (железные дороги, атомные элек. Станции, электростанции)

4. Докториальные. Связаны с политическими и экономическими реформами.

Формы государственных предприятий.

В зависимости от степени участия государства в собственности предприятия различают три основных формы государственных предприятий:

1. Бюджетные предприятия. Не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. Непосредственно входят или подчиняются министерствам, ведомствам или органам местного самоуправления. Не платят налоги на полученную прибыль, все доходы и расходы проходят через госбюджет. Часто субсидируются за счет государственной казны. Руководители назначаются соответствующими гос.органами и по статусу назначаются госслужащими (службы связи, общественные бани и т.д.)

2. Государственные корпорации. Это АО, где либо все акции принадлежат государству, либо контрольный пакет. Уставной капитал образуется за счет государственных фондов, заемного капитала в форме облигационных займов и банковских кредитов. Предпринимательская деятельность осуществляется на основе установленных министерствами и ведомствами планов. Убыточное производство обычно безвозмездно субсидируется государством.

3. Смешанные компании. Выступают либо в форме АО, акции которых принадлежат как государству, так и частным лицам, причем контрольный пакет не принадлежит ни государству, ни частным лицам, либо в форме ООО, вкладчиками которых являются как государство, так и частные лица. По сравнению с частными коммерческими предприятиями могут пользоваться льготами и субсидиями от государства.

Тема Теория рынков.