Признаки коммерческих самоуправляющихся предприятий.
Рис. 9.16. Регулируемая естественная монополия
Однако при такой цене у ряда производителей производство может оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей различны издержки, то и цены тоже были бы разными.
В этих условиях потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который может завышать цену под самыми различными (реальными или надуманными) предлогами до уровня Рс. Поскольку государство стремится умерить "аппетит" естественных монополий, оно устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек (Ра).
Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa< Qb), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемой естественной монополии (Qa > Qc).
Цену, устанавливаемую на уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль". За соблюдением "справедливости" следят в США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по торговле между штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их деятельность давно служит излюбленным объектом критики для представителей классического либерализма.
Организация комиссий, направленных против монополий, таит в себе элементы монополизма. Ответственными работниками этих комиссий становятся представители компаний-монополистов, которые, конечно, стремятся контролировать самих себя на самых выгодных условиях.
Часто крупные фирмы выступают инициаторами внедрения государственного регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем самым надежную защиту от конкурентов и потребителей. Подобное "регулирование" саркастически называют "легальным картелем", который защищен государственной властью.
Политика дерегулирования 70—90-х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких "легальных картелей" и снижению потребительских цен.
1. равенство прав в управлении на основе равенства права голоса при голосовании;
2. прибыль принадлежит только трудовому коллективу (гос.кооп. – не включается);
3. доходы на вложенный капитал, если вкладчиком является участник кооператива, прежде всего должны реинвестироваться в новые основные фонды внутри предприятия;
4. вся информация о предприятии должна быть доступна всем его членам;
3Частные некоммерческие организации.
Такими называют различные добровольные благотворительные организации, которые предоставляют услуги аналогичные услугам правительства. В США их доля в национальном доходе составляет примерно 4%. К ним относят различные благотворительные фонды, природоохранные организации (Гринпис), ассоциации потребителей, фонды содействия инвалидам и участникам войн и т.д. Их учреждение, как правило, является результатом частной инициативы, а не политического процесса. Они имеют право заниматься коммерческой деятельностью, но, подобно госучреждениям, не могут распределять прибыль собственникам и управляющим. Они вправе использовать прибыль только в интересах организации.
Источники финансирования – частная коммерческая деятельность (освобождение от налогов):
· Пожертвования юридических и физических лиц (не облагает налогами);
· Субсидии государства;
· Добровольный труд (в США до 20% занятости);
Главная причина возникновения некоммерческих организаций – правительственная недостаточность. Правительство финансирует свои услуги через общую систему налогов, что, как правило, не обеспечивает предоставление услуг в том объеме и такого качества, которое затребовано социальным заказом.
4Государственные предприятия.
Собственность в таких случаях принадлежит только государству или (если это АО) – контрольный пакет (50% +1 акция или 51%). Деятельность направлена на получение прибыли.
Следует отличать государственные предприятия от государственных учреждений, которые преследуют внеэкономические цели и не участвуют в рыночном обмене (больницы, школы, милиция, общественные службы).
Причины возникновения гос.предприятий:
Французский экономист, бывший премьер министр Франции – Раймон Барр выделял следующие группы причин:
1. Исторические (Французское правительство конфисковало заводы «Рено» и «Берлиё», чьи хозяева сотрудничали с фашистами)
2. Финансовые. Государство стремится иметь стабильный источник доходов, поэтому устанавливает монополию на производство некоторых товаров массового спроса: табак, спички, водка.
3. Технические. Некоторые производства требуют огромных капиталовложений, их деятельность может сильно повлиять на общеэкономическую ситуацию,поэтому возникают проблемы с передачей таких производств в частный сектор (железные дороги, атомные элек. Станции, электростанции)
4. Докториальные. Связаны с политическими и экономическими реформами.
Формы государственных предприятий.
В зависимости от степени участия государства в собственности предприятия различают три основных формы государственных предприятий:
1. Бюджетные предприятия. Не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. Непосредственно входят или подчиняются министерствам, ведомствам или органам местного самоуправления. Не платят налоги на полученную прибыль, все доходы и расходы проходят через госбюджет. Часто субсидируются за счет государственной казны. Руководители назначаются соответствующими гос.органами и по статусу назначаются госслужащими (службы связи, общественные бани и т.д.)
2. Государственные корпорации. Это АО, где либо все акции принадлежат государству, либо контрольный пакет. Уставной капитал образуется за счет государственных фондов, заемного капитала в форме облигационных займов и банковских кредитов. Предпринимательская деятельность осуществляется на основе установленных министерствами и ведомствами планов. Убыточное производство обычно безвозмездно субсидируется государством.
3. Смешанные компании. Выступают либо в форме АО, акции которых принадлежат как государству, так и частным лицам, причем контрольный пакет не принадлежит ни государству, ни частным лицам, либо в форме ООО, вкладчиками которых являются как государство, так и частные лица. По сравнению с частными коммерческими предприятиями могут пользоваться льготами и субсидиями от государства.
Тема Теория рынков.