Метод сравнения ТR и TC.
Классификация форм рынка
Рис. 8.2. Классификация основных рыночных структур
Число фирм
Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называетсямонопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называетсяфирмой, использующей ценовую дискриминацию.
Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеемдвустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называетсядуополией.
Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (см. табл. 8.1).
При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.
Таблица 8.1
Формы | Формы предложения | ||
спроса | Конкуренция (полиполия) | Олигополия | Монополия |
Конкуренция (полисония) | Совершенная конкуренция | Олигополия | Монополия |
Олигопсония | Олигопсония | Олигополия, ограниченная олигопсонией | Монополия, ограниченная олигопсонией |
Монопсония | Монопсония | Монопсония, ограниченная олигополией | Двусторонняя монополия |
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т.е. максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.
Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС).
Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат — совокупные Доходы и издержки (см. рис.7.15).
TR, TC Общая выручка и издержки